Героиня жестока, эгоистична, ее поступки непредсказуемы, она шокируют. Перед нами монстр…
«Гедда». Так назвала свой спектакль по знаменитой пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Гедда Габлер» режиссер и автор современной редакции Дафна Рубинштейн. Все в этой устремленной в будущее парафразе укорочено и унифицировано. Все в новом прочтении драматургии Генрика Ибсена меняет цвет, мерцает, как угли в гаснущем камине. Все не так. Будто на тихой поверхности озера бьет хвостом огромная хищная рыба...Пьеса «Гедда Габлер» имеет трудную сценическую судьбу. Это творение замечательного норвежца в представленной нам интерпретации звучит так, будто главной задачей героини стала потребность вызвать к себе ненависть. Дочь генерала Габлера хочет жить в роскоши. Она эксцентричная, вздорная, нахальная, кружит головы мужчинам. Желая достичь безбедной жизни, выходит замуж за ученого Тесмана, которого не любит. И вообще ни к кому никаких чувств не испытывает, даже простого сострадания. Свою свободу ценит высоко, уверена, что взамен этой ценности (свободы!) и утраченной надежды на большие чувства, получит уют и достаток. Она мелко интригует, наслаждается тем, что причиняет боль. Все время пьет.
В коротком - чуть больше часа с четвертью - спектакле героиня постоянно совершает подходы к бару с алкогольными напитками. Я не считала , сколько раз она наполняет свой стакан, но в глазах от этого действия мелькает серьезно. Возле бара у Гедды находится блендер, в котором она в какой-то момент уничтожает мобильный телефон с текстом книги Левборга. Конкурента мужа, человека, которого прежде любила, да и теперь вроде не совсем равнодушна…Но в этой жестокой и азартной игре нельзя предугадать, какой будет развязка.
Левборг, талантливый, интересный, он не такой, как другие. Он не похож на ее скучного мужа. Червоточина этого изломанного, одинокого человека притягивает, и Гедда снова - как прежде, как до замужества - заинтригована им. Но есть рукопись, которая может помочь ему опередить ее постылого мужа при получении должности. А должность - база, знак благополучия для Гедды. И книга написана с помощью и под восторженным покровительством Теа, вечной соперницы Гедды. Это раздражает, мешает дышать. Так не бывать чужому благу! И вот случайно найденный мобильный телефон Левборга, на котором записан весь текст книги, летит в блендер. Он казнен. И казнен сам Левборг, - она подтолкнула его к самоубийству. А после мы видим изображения на камерах, установленных в этом роскошном, совершенно не по средствам приобретенном доме рохлей Тесманом, в угоду драгоценной жены приобретенном. Мутноватое кино, на котором двор, деревья - и мертвая Гедда, которой некуда и не для чего идти.
…Создатель спектакля Дафна Рубинштейн, по сути, не внесла никаких новаций. Только теоретизировала. Фиксировалась на мелочах. Никакой разницы нет в том, сожгла Гедда рукопись или прокрутила в аппарате для отжимания соков. Нисколько не принципиально, одета она в платье по моде ХIХ века - или щеголяет в невесомом халате поверх эротичного бюстье. Что касается использования видео в спектакле, то и оно не дает абсолютно ничего. Так, незначительная деталь. Кроме всего, записанная на камеру застывшая, формальная картинка с мертвой Геддой никак эмоционально не воспринимается, снимая последнюю вероятность для зрителя хоть что-то почувствовать, хотя бы в финале испытать сострадание к этой жестокой, слабой, несчастной, бездарно проигравшей свою жизнь женщине.
Читайте также
В роли Гедды - Ноа Хар-Цион. Она четко нацелена на итог, на злой финал. Ей не сочувствуешь, количеству выпитого удивляешься. Рисунок роли жесткий и монотонный.
Тесман, близорукий, по уши влюбленный, суетливый- так его играет Маайян Блум. Особо места в новой постройке не занимает…
Адвокат Бракк (в этой роли Лиор Герти) берет на себя функции, сочетающие качества Мефистофеля и Бабы-Яги. Он и провокатор, и циничный герой детской мифологии, и дипломат, который мелочно и бессмысленно наслаждается сплетенной интригой, стукачеством.
Левборг, трагичный, непонятый, слабый, затоптавший свою жизнь в грязь, он похож на тень. Именно так его играет Бени Эльдар. Режиссер и актер лишили этот персонаж обаяния, даже самого минимального.
Теа в исполнении Моран Розен так решительно отключена от текста (как, впрочем, и все другие персонажи), что и сказать о ней можно только самую малость. Текст Ибсена, многоликий, передающий настроение, намекающий, исчез. От него мало осталось. Застревает фраза о том, что Гедда еще в школе хотела из зависти лишить Теа ее прекрасных волос. Деталь, характеризующая и Гедду, и Теа…
Небольшой зал тель-авивского Камерного созерцал на экране беспомощную немую сцену с участием человека в военной форме, с орденами (мы с трудом поняли, что это генерал Габлер). И наблюдал бюджетные, очень невыразительные костюмы. Что до меня, то я все отмечала сокращения, которые пьеса претерпела, и отсутствие развития действия, характеров. Вероятно, я все же поняла не все - ведь этот спектакль приглашен на авторитетный международный фестиваль в Эдинбург. Кто отбирал - тому виднее. Вот пусть там критика и публика насладятся. Тем более, что субтильность, лаконизм спектакля этому содействуют.