Zahav.КарманZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+21+13
Иерусалим
+17+8

Карман

А
А

Любовь и смерть под кипарисами

Театр хорош, важен, когда он волнует. Когда в зале, в темноте, случайно оказавшиеся вместе люди испытывают сильные эмоции, проходят некий серьезный маршрут. И вместе смеются. Вместе недоумевают. Возмущаются. Плачут…

19.02.2022
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Кино, этот великий обманщик и факир, умеет другое. Но все же это не театр. В кино нет уникальности мгновения: репетировали, сняли на пленку - и это навсегда. Пока стоит мир, или пока цензоры не активизировались.

Спектакль «Как несколько дней…» в тель-авивском Камерном поставлен по популярной книге Меира Шалева. Режиссер и автор инсценировки Ханан Снир. И, как мне показалось, именно сильные чувства, некая эмоциональная буря в особой степени отличает эту театральную работу. Сочувствие, сострадание вкупе с нежностью и щемящей душу грустью - вот главные краски того художественного опыта, который приносит новый спектакль. Перевод прозы, глубокой, серьезной, на язык театра - почти всегда обречен на потери. И часто, очень часто - на неуспех. Театр существенно уступает литературе в реалистичности. Можно все описать, рассказать словами - от прилета и инопланетян до сияния глаз Анны Карениной, которая сама видела их блеск в темноте кареты. Театру это не дано. В театре можно показать только то, что увидят собственными глазами зрители в партере или на балконе.

Сюжет книги Шалева, будучи перенесенным на подмостки, распадается, становится туманным. Все сюжетные линии стекаются в одну, все сцены разворачиваются сейчас, здесь. История удивительной женщины Юдит, сильной и слабой, необыкновенной и самой простой, любящей, любимой, нежной, разворачивается быстро, без ослабления темпоритма.

Юдит - блестящая роль Оли Щур-Селектар, прожитая на всю полноту души, на грани нервного срыва, масштабно и сильно. Она в этом спектакле представляет все грани, все аспекты любви - материнской, женской; любви к животным, любви к людям, - как к тому космосу, той бездне, на которую мы все обречены. Она прижимает дитя к себе благоговейно и мягко, напрягает все силы, чтобы выжить и сохранить сына, а когда ведет с ним беседу, становится мудрой и вечной дочерью своего трудного¸ гонимого, непостижимого народа…

Жизнь Юдит была наполнена испытаниями, утратами, болью. Она родила трех детей, из них один умер, другую девочку отняли, а сын - Зейде, которого она бережет, как зеницу ока, - остался с ней, был свидетелем ее гибели. Она свято берегла те тайны, от которых страдала… И бросалась спасать, помогать, дарить себя. Достоинство, щедрость сердца, умение постоять за других так, как не выходит подчас постоять за себя - актриса все это передает каждому зрителю. Она проживет яркую историю героини так проникновенно, что в финале слезы вытирают в зале многие.

Трое мужчин влюблены в Юдит. Трое готовы ждать, сколько угодно. Помогать, оберегать, создавать уют. Каждый в меру своих душевных и материальных сил. Долгие годы - как всего несколько дней. Их терпению нет границ. Отсюда название книги и спектакля. Перекличка с историей любви нашего праотца Якова к праматери Рахель. Он был готов ради нее служить годы и годы - как будто это совсем короткое время. Хотя фабула иная. И акценты.

Читайте также

Рифмуется символ, знак. Любовь, жизнь, время. Настроение, возвышенное, небанальное. Мужчин ее жизни играют Моти Кац, Миха Селектар и Рами Барух. Рами Барух в роли Шейнфельда, этого смешного, широкого по натуре, романтичного, трагичного, нелепого Ромео, - глубоко человечен и трогателен.

Сколько бы он ни звал Юдит по имени, он ни разу не делает это одинаково. Каждый раз новая краска, каждый раз - особый штрих любви. Наблюдаешь героя в последней его сцене, в инвалидном кресле, на пороге жизни-любви, и поневоле задумываешься: есть в этом смысл? Можно ли, логично ли всю жизнь превратить в созидание одного чувства, в служение одной только любви… Что касается меня, Рами Барух для меня один из самых любимых актеров Израиля…

Сценограф Рони Торен расплескал по заднику сцены темно-зеленые кипарисы. Огромные, летящие - будто вырванные с корнями из земли. Сильный образ, который изначально задан как метафора. В финале дерево упадет, Юдит погибнет - и боль, которая была тенью, предчувствием, полоснет по сердцу.

Флегматичные, доброжелательные коровы - находка не новая, этим приемом пользовались многократно, с разным результатом, но здесь режиссерский ход органичен¸ уместен. Мир - огромная ферма, все жители которой взаимосвязаны. У всех есть место, всем требуется забота. Наама Шитрит сыграла сразу несколько ролей, среди них - телочка Рахель. Играть животное, слабое, еле выжившее, трепетное, безгласное - задача не из простых. Наама Шитрит справляется с ней волшебно, прекрасно.

Обо всем актерском составе говорить не буду, - все очень профессионально и увлеченно работают, творят, воплощают сложные характеры. Музыка Йоси Бен-Нуна - камертон, она оживляет и связывает сцены, придает колорит. Костюмы, придуманные художницей Полиной Адамовой, предельно функциональны и при этом органичны. Они дополняют спектакль, украшают страницы театральной повести еще одной живой, умной приметой…

В многоцветии театра страны явилась свежая ветка. Вырос кипарис. Талантливый писатель и театральный коллектив объединились. «Всего несколько дней… - говорит Яков в ТАНАХе, «семь лет равны всего нескольким дням…». Спектакль необходимо смотреть, такие у нас нечасто ставят.