Дирижеру Ротему Ниру уже 23 года. Я познакомилась с ним¸ когда во время локдауна артисты симфонического оркестра Ришон ле-Циона играли перед закрытыми окнами городского муниципалитета и призывали разрешить концерты, не убивать коллектив, не обретать его на смерть… Тогда в декорациях шершавых недвижных пальм, на фоне гуляющих с колясками мам было много музыки, много выступающих. Были вокалисты. Горько шутила и призывала актриса и писательница Ница Шауль. Дирижировал незнакомый юноша, совсем мальчик, и мне сказали, что это фаготист оркестра. И что он его зовут Ротем Нир. А среди тех, кто с микрофоном обращался к городским властям, был его дедушка, один из самых преданных друзей оркестра, давний житель и патриот города.
Концерт-акция проходил в сквере, но звучало все вполне качественно, можно было не делать скидок на походные условия - и получать удовольствие. Юноша за дирижерским пультом действовал и выглядел так, будто он дирижирует в одном из самых престижных залов мира. И никакие мелочи его не отвлекали. Потом я оказалась на концерте Камерного оркестра, где дирижировал Ротем - и снова он удивил и обрадовал. У этого музыканта свой подход, своя манера. И чувствуется во всем вдохновенная и очарованная музыкой живая, чуткая поэтическая душа… Такое исполнение не оставляет зал равнодушным.
И вот объявлены даты следующей абонементной программы Ришонского симфонического. Прозвучат симфония номер 5 Шуберта, «Галантные танцы» Кодаи и Виолончельный концерт Фридриха Гульды. Солист Цви Плессер. Дирижер - Ротем Нир.
Я беседую с новой музыкальной звездой, - иначе этого талантливого юношу я не называю, - и опять удивляет его серьезность. Его внимание к каждой детали, деликатность и точность каждой формулировки, хотя он получит мой текст в переводе, -русского Ротем не знает.
Он из третьего поколения израильтян (корни- Германия и Румыния). Выпускник авторитетной школы Тельмы Ялин. В армии служил в оркестре, был помощником главного дирижера. Его педагог в академии мэтр Йоав Тальми. Музыкальные занятия Ротем начал с саксофона, потом перешел на фагот. Видит свой будущий путь в качестве дирижера… Спрашиваю: как возникла такая нехарактерная для академических концертов программа?
- Есть такое заблуждение, что дирижеры сами выбирают то, что хотят исполнить, что именно дирижеры - короли, и они главные во всем, что касается репертуара. Это далеко не всегда так. Есть очень много факторов, которые влияют на составление программы. Много условий. Но сейчас я очень рад, что именно эти произведения будут исполнены.
Симфония грандиозного Франца Шуберта, несмотря на свою всемирную славу, довольно редкий гость в концертных залах. Концерт Фридриха Гульды - сенсация, произведение, которое и ниспровергает авторитеты, и дарит восторг, и доказывает тот факт, что космос музыки безграничен. Я как раз сегодня много общался с солистом, прекрасным, невероятно образованным Цвикой, Цви Плессером, и он мне еще много удивительных вещей рассказал, и я еще больше в это грандиозное творение ХХ века влюбился.
«Галантные танцы» Золтана Кодаи - жемчужина, гениальная музыка, которую израильские меломаны не знают. И это прекрасно, очень почетно - быть проводником в страну чудес…
- Публика примет такую необычную, нехарактерную для наших концертных программ музыку?
- Я верю, что публика поймет, примет, откроет для себя нечто новое и прекрасное. Наша публика умеет ценить и понимать талантливое…
…Когда мальчику было семь лет, он услышал оперу «Тоска». Ребенок был очарован, его мир изменился. Что-то неведомое, прекрасное вошло в его жизнь. Он дирижировал, воображая перед собой оркестр, он был счастлив, не зная в точности все перипетии истории о художнике Марио Каварадосси, ревнивой певице Флории Тоске, о влюбленном злодее Скарпиа и его коварстве. Но энергия и очарование музыки Пуччини были столь грандиозны, что ребенок все время хотел ее заново создавать, оживлять эту музыкальную волшебную ткань…
На вопрос, какую музыку мой собеседник больше всего любит, он отвечает так:
- Кто-то из музыкальных снобов может посмеяться… Я люблю оперу! И хочу всеми операми дирижировать! Был такой момент, у нас ставили «Саломею» Рихарда Штрауса…
- …дирижировал Дан Эттингер…
- Да! Я играл на контрафаготе, у него очень низкий, темный звук… Все вместе произвело невероятное, неизгладимое впечатление - это гениальное сочинение, общение с маэстро Эттингером, его харизма, его увлеченность, профессионализм… Он - один из моих главных музыкальных кумиров… И еще Даниэль Баренбойм, конечно.
- О чем мечтает в свободное время дирижер Ротем Нир?
- Работать, учиться, достигать качества исполнения. Знать, что оркестр действует со мной вместе. Мечтаю прикоснуться ко всему этому морю музыки, в котором Рихард Штраус, Моцарт, Бетховен, Сен-Санс, русская музыка… Гении Кодаи и Барток, которых израильские оркестры играют редко… Плохо, что мы так мало знаем, так редко ставим шедевры русской оперной музыки. Мне недавно подарили диски с записью оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Я околдован и потрясен. Как грандиозно, как захватывающе! Я этой музыкой тоже хочу дирижировать!
Читайте также
Мы беседуем долго, обо всем - материала хватило бы на несколько интервью. Говорим о педагогах, о конкурсе дирижеров, в котором Ротем победил, о планах, впечатлениях. Но все это будет опубликовано позже. А сейчас - увертюра. Первый дубль. Только немного фактов и эмоций. Скоро серия концертов, программа изысканная и увлекательная. За дирижерским пультом симфонического оркестра Ришон ле-Циона будет стоять Ротем Нир. Талантливый и думающий. Ему только 23 года. Все только начинается.
Концерты состоятся 13 февраля (Тель-Авив, зал оперы), 15 февраля - Реховот (зал «Бейт а-Ам»), 16 и 19 февраля - Ришон ле-Цион ( «Гейхал а-Тарбут»).