Zahav.КарманZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+21+13
Иерусалим
+17+8

Карман

А
А

Стена и те, кто ее преодолел

Задуман новый проект как хит, кассовый, яркий, который нравится всем, независимо от возраста, политических взглядов и отношения к религии.

10.02.2022
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Всякая стена - это дверь.
Ральф Уолдо Эмерсон

По поводу стен, терпения в стремлении их преодолеть и безумства храбрых, которых надо воспевать и носить на руках, написано и сказано много. Умение сносить стены не всем дано - и его иногда можно перепутать с разными другими проявлениями упрямой воли и яростного честолюбия. Одним словом, сломать стену - это эффектно, но что еще в этом кроется?..

«Преодолеть стену» - так называется новый музыкальный спектакль театра «Бейт-Лесин». Пьесу написал Орен Якоби по сценарию одноименного фильма (автор сценария и режиссер фильма Рама Бурштейн). Режиссер спектакля Идо Розенберг. Задуман новый проект как хит, кассовый, яркий, который нравится всем, независимо от возраста, политических взглядов и отношения к религии.

В самом начале спектакля нам сообщают, что у Михаль радостное событие: она выходит замуж. Потом жених отказывается разделить с ней эту радость, говорит, что не любит ее - все окружающие, все близкие девушки расстроены¸ обескуражены, а она спокойна. Зал заказан, разосланы приглашения, гости придут. «Я выйду замуж!» - отважно сообщает нам главная героиня. Она ведь девушка религиозная, она точно знает, что Бог пошлет ей жениха. Она будет стоять с ним под хупой!

Осуществлению этого плана посвящены и наше время, и время актеров. В финале Михаль выигрывает хупу, жениха и общий оптимистичный перепляс.

Надо сказать о многом в связи с этим спектаклем, но прежде всего о хорошем. Даже прекрасном, что создает атмосферу, запоминается¸ поддерживает шаткие, прямо скажем, драматургические основы повести о волевой невесте. Начать необходимо со сценографии.

Сценографом, абсолютно безупречным стилистом выступает Светлана Брегер. По ходу действия нам предлагают уют дома, роскошь зала торжеств, дивное витражное окно, иерусалимский камень, который не спутать ни с каким другим, возвышенную красоту синагоги в Умани. Все детали оформления работают, все сцены продуманы и красивы. И строгий, величественный «арон кодеш», вызывающий благоговение и затрагивающий что-то важное, генетически-прописанное в душах зрителей. И белый диван из зала торжеств - он, как из дворцового интерьера возникший, - знак счастья, удачи, сбывшейся мечты… И портреты на стене, портреты «цадиким», грозно и благостно наблюдающих за тем, что у нас тут творится... Светлана Брегер умеет так органично слить свои декорации с происходящим, что, кажется, иначе и не может быть в этом спектакле, в этой истории.

Хореограф Оз Мораг сплотил сцены и диалоги движением, танцем. Актеры «Бейт-Лесина» хорошо двигаются. Иногда создается впечатление, что им привычнее плясать, чем говорить, выстраивать рисунок роли, искать краски и психологические оттенки…

Самая прекрасная сцена в «Преодолеть сцену» - та, когда Михаль, твердо решившая так верить и так действовать, что стены рухнут, встречается на очередном свидании с глухонемым молодым ортодоксом и его другом, который ей переводит разговор. Зал так сочувственно затихает, что даже странно становится, откуда у нас все разговоры о черствости, корысти, лживых кабланах, нечестных политиках… Ведь мы так умеем сострадать…

Читайте также

А теперь о том, что в спектакле, на мой взгляд, плохо. Хен Амсалем в роли Михаль так искусственно патетична, так навязчиво акцентирует свое доверие к Начальнику на небесах, так благоговейно и абсурдно верит в чудо, так однотипно жестикулирует, что хочется поскорее пожелать ей счастья и уйти домой.

Эвелин Хагоаль в роли мамы прекрасной невесты эксцентрична, щедро распределяет краски и трюки - но все это не органично выглядит рядом с такой Михаль, при такой эстетике спектакля. Элиран Харуш в роли Шими, владельца зала торжеств, с которым (и с залом, и с Шими) Михаль после долгих мытарств обретет счастье, немного невнятен. Подруги - близкие Михаль - с удовольствием танцуют, но то, что украшает водевиль, не всегда идет на пользу вполне серьезному спектаклю. Красные колготки героини и вовсе не к месту, они раздражают и не вписываются в стиль одежды ортодоксальных женщин вообще…

Мило и увлеченно играют Галь Хазаз и Яэль Алькана. И совершенно на месте в маленькой роли естественная и комичная Став Цубари.

Костюмы Орны Сморгонски и световая партитура Керен Гранек немного прямолинейны. В этих компонентах нет мудрого покоя, слишком они аляповаты и провинциальны.

Очень много интересных спектаклей ставит в этом театре режиссер Идо Розенберг. Но даже принимая во внимание его волю, любовь к театру и веру в торжество собственной удачи (а я думаю, у него все эти качества есть) - надо бы добавить немного творческой непредсказуемости; в противном случает мы раз за разом видим иллюстрацию к тексту, в той или иной мере банальную. Танцы и песни - это здорово. И вера в то, что стена покорится, упадет. И желание простого женского счастья с надежным, близким по духу человеком. Но сводить огромную вселенную эмоций и сложнейшую драматургию отношений двух людей к упорному «я выхожу замуж» - так же странно, как утверждать, что главное правило математики: задачка про то, сколько будет дважды два…

В фильме Рамы Бурштейн было все-таки взволнованнее, реалистичнее и интереснее. Да и Ноа Коллер в роли Михаль запомнилась харизмой и личностным уровнем…

Что ж, я поделилась своим мнением. Оно не истина в последней инстанции. Смотрите спектакль сами. Обязательно смотрите. И помните: далеко не все стены можно преодолеть.