Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+20+10
Иерусалим
+17+7

Карман

А
А

«Евгений Онегин» - классика русской оперы в Израиле

Опера Чайковского «Евгений Онегин» в постановке Жан-Клода Оврэ и Израильской оперы планировалась еще в марте 2020 года.

10.11.2021
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба / Йоси Цвекер

За несколько дней до премьеры, буквально во время последней репетиции, пришло сообщение, что все культурные мероприятия в стране отменены. И вот, более чем полтора года спустя, участники этой постановки собираются вновь, чтобы представить «Евгения Онегина» израильской публике.

Дирижировать постановкой «Евгений Онегин» будет маэстро Дан Эттингер, музыкальный руководитель Израильской оперы. Именно с этой оперы началась его карьера в почти два десятилетия назад. С тех пор Эттингер получил мировую репутацию, завоевал множество титулов и в настоящее время является музыкальным руководителем не только Израильской оперы, но и еще ряда ведущих мировых оперных театров и оркестров.

Классический сюжет, «энциклопедия русской жизни», опера, которая второе столетие не сходит со сцен оперных театров во всем мире. Опера «Евгений Онегин» была одним из любимых произведений самого Чайковского. «Евгений Онегин» - самый известный шедевр русского оперного репертуара, возвращается на сцену Израильской Оперы в интерпретации французского режиссера Жан-Клода Оврэ, израильского дирижера Дана Этингера - музыкального руководителя Израильской Оперы и Израильского Симфонического оркестра Ришон ле-Циона - и известнейшего израильского театрального художника Александра Лисянского при участии художника по костюмам Кьяры Донато.

Напомним, что «Евгений Онегин» показывался на сцене Израильской оперы в 2008 году, а до этого в 2003-м - в постановке той же команды: Жана-Клода Оврэ, Александра Лиснянского и Кьяры Донато, одевшей всех героев в элегантном стиле 19 века.

Хорошо известна история создания этой оперы. В мае 1877 года Чайковский писал брату: «На прошлой неделе я был как-то у Лавровской (Елизавета Лавровская - известная певица того времени). Разговор зашел о сюжетах для оперы. Лизавета Андреевна молчала и добродушно улыбалась, как вдруг сказала: «А что бы взять «Евгения Онегина»? Мысль эта показалась мне дикой, и я ничего не отвечал. Потом, обедая в трактире один, я вспомнил об «Онегине», задумался, потом начал находить мысль Лавровской возможной, потом увлекся и к обеду решился. Тотчас побежал отыскивать Пушкина. С трудом нашел, отправился домой, перечел с восторгом и провел совершенно бессонную ночь, результатом которой был сценариум прелестной оперы с текстом Пушкина. Ты не поверишь, как я рад избавиться от эфиопских принцесс, фараонов, отравлений, всякого рода ходульности. Какая бездна поэзии в «Онегине». Я не заблуждаюсь: я знаю, что сценических эффектов и движения будет мало в этой опере. Но общая поэтичность, человечность, простота сюжета в соединении с гениальным текстом заменят с лихвой эти недостатки».

Читайте также

В русском оперном искусстве мало что есть лучше, интересней и значительней «Евгения Онегина» - произведения, где музыка Чайковского сочетается с поэзией Пушкина. Эта опера - произведение, проникнутое благородством чувств - чего так заметно не хватает в современном мире.

В одном из писем своему брату Модесту, Чайковский пишет: «Пусть моя опера будет несценична, пусть в ней мало действия, но я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет». В отличие от большинства западных опер, созданных в 19-м веке, заканчивавшихся гибелью героини, Татьяна остается в живых и терзается страданиями, как то было свойственно литературе той эпохи в России.

С самого начала, с момента своего появления на театральной сцене, опера «Евгений Онегин» была обласкана публикой. Новаторство, часто принимаемое в штыки искушенной аудиторией, на этот раз, напротив, стало одним из элементов, очаровавших зрителя. И он, очарованный зритель, полностью разделил любовь автора к его новорожденному произведению. «Если была когда-нибудь написана музыка с искренним увлечением, с любовью к сюжету и действующим лицам оного, то это музыка к «Онегину». Я таял и трепетал от невыразимого наслаждения, когда писал её. И если на слушателе будет отзываться хотя бы малейшая доля того, что я испытывал, сочиняя эту оперу, то я буду очень доволен и большего мне не нужно» - писал Чайковский.

Опера Петра Чайковского «Евгений Онегин» - лирические сцены в трех актах, семи картинах на либретто Константина Шиловского по одноименному роману в стихах Александра Пушкина - впервые была поставлена в марте 1879 года на сцене Малого театра в Москве силами учащихся Московской консерватории, дирижировал оркестром Николай Рубинштейн. Менее чем через два года, в январе 1881 года, постановку осуществил и Большой театр. Второй постановкой «Евгения Онегина» на сцене Большого дирижировал Сергей Рахманинов.

Вслед за российскими, эту оперу в свой репертуар включили зарубежные театры. В 1888 году Чайковский был приглашен в Прагу, где сам дирижировал первой зарубежной постановкой «Евгения Онегина». В 1892 году опера была поставлена в Гамбургском оперном театре под руководством Густава Малера. Чайковский слышал эту постановку и очень высоко оценил дирижёрское искусство Малера. Позднее, в 1897 году, Малер поставил «Онегина» и в Венской опере.
И это лишь часть имен прославленных музыкантов и знаменитых оперных театров, которые связаны с оперой «Евгений Онегин» - сегодня нет, пожалуй, ни одного крупного театра в мире, где бы ни ставили «Евгения Онегина».

Постановщик из Франции Жан Клод Оврэ уже дважды представлял своего «Евгения Онегина» на сцене Израильской Оперы - в 2003-м и 2008 году. Он переиначивает психологические и эмоциональные изменения в характере персонажей в драматические картины: роскошные балы, танцы, народные песни - все это становится фоном, подчеркивающем одиночество и смятение героев. Его персонажи - живые люди, любящие, страдающие, но не теряющие при этом силы духа. Основная идея Оврэ - это сила любви, противостоящая фатуму. И хотя последний оказывается в итоге сильнее, на протяжении всего его спектакля он подчеркивает именно силу любви.

Жан-Клод Оврэ ставит оперы уже почти полвека. Он сотрудничает со всеми ведущими оперными театрами мира. С Израильской Оперой он работает еще с 1996 года, поставив тогда «Вертера». Из относительно недавних постановок можно напомнить его «Макбета» 2016 года. Нынешняя постановка - уже девятый его спектакль в Израильской Опере.

*****

В роли Евгения Онегина на сцену Израильской оперы выйдут известный украинский баритон Андрей Бондаренко и бас-баритон Костас Сморигинас, регулярно выступающий в Метрополитен-опера в Нью-Йорке в этой роли. Ведущие израильские сопрано Ирина Бертман и Алла Василевицкая исполнят роль Татьяны, а российский тенор Алексей Долгов и тенор Томас Аткинс из Новой Зеландии представят Ленского. Роль Ольги исполнят израильская певицы меццо-сопрано Рахель Френкель и Шай Блох; В образе князя Гремина на сцену поочередно выйдут два баса - израильтянин Владимир Браун и россиянин Андрей Валентий. Среди других солистов: Эдна Прочник, Лариса Тетуева, Эйтан Дрори, Ноах Бригер, Яир Полищук и Пнини-Леон Грубнер.

Спектакли «Евгений Онегин» пройдут в сопровождении оркестра Израильской оперы - Симфонического оркестра Ришон ле-Циона под руководством Дана Эттингера и при участии хора Израильской оперы под руководством Асафа Бенрафа.

Даты:

Вторник | 28.12.2021 | 20:00 | Премьера
Четверг | 30.12.2021 | 20:00
Пятница | 31.12.2021 | 13:00
Суббота | 01.01.2022 | 20:00
Понедельник | 03.01.2022 | 18:00
Вторник | 04.01.2022 | 20:00
Среда | 05.01.2022 | 20:00
Пятница | 07.01.2022 | 13:00
Суббота | 08.01.2022 | 20:00

Билеты в кассе Израильской оперы 03-6927777 или в кассе «Браво»: https://bit.ly/3bZI97G

За час до начала каждого спектакля - вступительная лекция (без дополнительной оплаты)

Оперный театр имени Шломо Лахата (Чича) - Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех, 19.

Автор статьи Маша Хинич