Zahav.КарманZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Карман

А
А

Влюбленные девочки и тьма

На сцене Израильской оперы - шедевр музыки бельканто. Винченцо Беллини, «Капулетти и Монтекки». В нашем, израильском, варианте спектакль получил название «Ромео и Джульетта». И сразу скажу, что смотреть и слушать эту постановку необходимо.

15.08.2021
На правах коммерческой информации
Фото: Йоси Цвекер

…Две девочки растут в суровом мире: все должно здесь быть по правилам, все - строго и бесчувственно регламентировано. Монахини, как тюремщицы, рьяно заботятся о сохранении порядка. Рясы заполняют странно эклектичное пространство серым, мышиным, депрессивным потоком. Малышки веселые¸ живые, проказливые. Одна темненькая, другая рыженькая… Бегают. Живут. На девочках красные галстуки - что сразу перебрасывает память в плотный поток самых нерадостных ассоциаций: диктатуры, чистки, милые детки на трибуне мавзолея, неумолимая борьба с любыми проявлениями свободы. Советская диктатура, румынская, что-то из философских притч Стругацких, Лема…Потом девочки подрастут - и их дружба превратится в любовь. Вернее - их любовь повзрослеет. И прогремит выстрел, случайный, впопыхах, и колесо трагедии будет запущено.

Режиссер Ханан Снир максимально ушел от первоисточника. Отступил - насколько либретто позволяло - от формулы, взятой из старой новеллы Маттео Банделло (на которого ориентировался Шекспир): он, она - и тьма. Иначе - Ромео и Джульетта, несчастные любовники из Вероны, юноша и девушка как жертвы нескончаемой распри.

В прочтении весьма авторитетного израильского театрального режиссера Ханана Снира герои стали влюбленными девушками. И мне этот вариант, эта горькая повесть с прекрасной, юной, завораживающей музыкой Беллини, показалась вполне живой и убедительной.

Ромео и Джульетта одни среди мышиных ряс и бряцающих оружием людей-марионеток. Черненькая и рыженькая, они вместе против статистов армии вражды. Костюмы спектакля - решительная и отмеченная бесстрашием работа художницы Полины Адамовой. Она нарядила всех участников, как представителей двух каст. Двух кланов. Разных миров. А Ромео и Джульетта - заложницы. Узницы. Они чужие всему. Они одиноки, заключены в тюрьму предрассудков. Их путь пролегает через минные поля ненависти. Этим девушкам - брюнетке Джульетте и рыженькой Ромео - выпало оказаться в кратере вулкана. На вечной войне. Даже спальня здесь выглядит, как склеп, как клетка. Как бункер.

Читайте также

Сценограф Рони Торен выбрал образ жизни-клетки как основную смысловую метафору. Эклектика в оформлении сценического пространства делает его универсальным. Лепнина в классическом стиле, зал заседаний в стиле провинциального горсовета, мониторы, урбанистические детали составляют фон этого сюжета, который всегда был. Который всем знаком. Клетка - его символ. Клетка - и охранники. И оружие.

Две чудесные героини, две красавицы-бунтарки которые знают одно: ненависть, диктат - это плохо. С этим жить не получится. Не дадут. И колокольчики арий бельканто трепещут в вульгарном и жестоком мафиозном пространстве. Сливаются в чудесном ореоле красоты души и музыки.

Что же именно не могут поделить две враждующие клики, две мафии, две бессмысленных шайки? Воду, нефть, промышленные империи? Это неважно. Важно, что парни в бейсболках с одной стороны и парни в деловых костюмах с другой готовы биться насмерть. За что? За победу, конечно. За какую такую идею? Чтобы убить чужаков. А там видно будет…

Доктор Лоренцо (и в либретто Феличе Романи он тоже врач, а не священник), этот гуманист, желающий избежать трагедий, идеалист, на ум которому приходят какие-то старинные, бабушкины решения, сочувствует девушкам. Он против войны¸ против вывихнутого уклада, при котором не предусмотрена, не вырастет свобода, невозможны нормальные мысли, не расцветут красивые отношения. Он против дураков и глупцов. Этот Лоренцо сильный, харизматичный, и Владимир Браун играет свою роль мощно, ультимативно. Берет слабых под крыло, с достоинством усмиряет хаос. Властно и нежно протягивает сонный эликсир. Один в поле не воин, и выиграть Лоренцо не дано, но он хотя бы попытался… Хитрое снадобье девушкам не помогло, они обнялись в склепе-клетке, и завершили грустную повесть пистолет и нож.

Ромео-Таль Бергман. У нее много энергии, местами, особенно в нижних регистрах, голос звучит красиво. Сказывается отсутствие опыта, хотя артистка настроена очень решительно, и у нее есть актерская экспрессивность. Джульетта - Алла Василевицкая. Партия ей удается абсолютно, голос¸ техника, образ убедительны. Ее хрупкая светлая нежность, поэтичность, чарующая женственность, большой спектр красок в этой сложной и прекрасной роли говорят о мастерстве и духовной силе, об уме и преданности профессии. О театральной победительности. Если бы опера участвовала в соревновании за театральные призы страны, Алла Василевицкая была бы одной из главных номинанток в разделе «лучшая актриса» за этот сезон…

Музыка Беллини - утешение и награда. В опере много гениальных музыкальных эпизодов, Знаменитая ария Джульетты с арфой. Хоры. Ансамбли. Финальный дуэт, который просто запечатлевается в душе, в памяти - и тревожными аккордами, совершенной мелодической красотой сопровождает нас долго-долго, и врачует раны…

Украшение, безусловный лидер спектакля - оркестр. Он един, дивно соединен, оправдан и в звучании, и в темпах, в каждом эпизоде направлен на общую задачу. Очень хороши солисты (кларнет, флейта, валторна), но эти голоса обладают ансамблевым, оркестровым мышлением и мастерством, и их красота никогда, ни в каком драматургическом моменте не становится эгоистичной, превалирующей, самоцельной. Дирижер, музыкальный руководитель нашей оперы и оркестра Ришон ле-Циона Дан Эттингер снова победил. Его дирижерский, лидерский план оказался безукоризненным. Понимание партитуры, увлеченность и логика, итальянская страстность выше всех похвал. Музыканты творят вместе, но свободно, будто показывают пример гармонии и счастливого служения. Качество исполнения музыки радует, обнадеживает. Хочется слушать, слушать без конца, вдумываясь в оттенки и разнообразие материала.

…Винченцо Беллини был красив, как Адонис, удачлив. Одарен талантом, который сиял и сверкал, будто пришел из бескрайнего космоса. Вулкан Этна и алые маки родной Сицилии, печаль предчувствия и предвосхищения ранней смерти отразились в его музыке. Музыке, которая не подвластна смерти.

Будут другие люди, может, ненависти станет меньше. Может, совсем исчезнет пагубная, уродливая привычка ненавидеть, преследовать иных, других…Надежды мало - но вдруг… Мало поводов для оптимизма, для истинного душевного комфорта. И среди всего этого - опера. Высокое творение ума и сердца. «Ромео и Джульетта»…Эталон бельканто. Талисман любви. Пусть всем любящим повезет.