Zahav.КарманZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Карман

А
А

Жемчуг мелкий, жемчуг крупный

Вечер синим занавесом опустился на здание музея. В музейном буфете звякали ложечки и витал плотный кофейный аромат.

07.08.2021
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

В Тель-Авиве, в музее, в зале «Реканати» играли и пели. Чембало и скрипки вели в картинный, пышный, изысканный сюжет. В мелодический и человеческий дом Перголези и Баха. В каком-то другом мире, противоречивом и пышном, нарядном и драматичном, родилась эта музыка. И стала эталоном истинной красоты. Музыку, которую любят даже совершенно глухие к серьезному искусству, характеризуют экзотичным словом «барокко». Барокко-время. Сложность. Избыточность. «Perla barokka» - значит, испорченная жемчужина. Пожалуй, никакой другой стиль, момент истории, эстетическое направление не вызывала столько дискуссий. Вообще-то, я согласна с мнением, что Бах никуда не вписывается, он отдельная эпоха такой сам по себе стиль, космос.

Но вернемся в музей, в тот вечер, когда на сцене были Камерный оркестр, танцы, сковородки, витрины со сладостями.

Режиссер из Дании Розмари Данцигер объединила в единый театральный сюжет два сочинения: комическую оперу Джованни Баттиста Перголези «Служанка-госпожа» и «Кофейную кантату» Иоганна Себастьяна Баха. Интересно, что когда итальянец Перголези только родился, Баху было 25 лет. А когда Перголези покинул этот бренный мир (чахотка оборвала его жизнь и мелодию), Бах был в расцвете сил и таланта, ему был 51 год…

Джованни Баттиста Перголези за пять (!) лет творчества создал океан музыки. Очень хорошей. Но потомки больше любят «Стабат матер» и «Служанку- госпожу». Композитор сочинял миниатюрную оперу (скорее оперетту!) как бы между прочим, в качестве развлекательной паузы, интермедии для своей серьезной большой оперы. Но время произвело свою редакцию. И анекдот про хитроумную и самоуверенную Серпину, служанку, которая так уверена в своем очаровании и неотразимости, что с азартом берется за покорение своего Эвереста…простите - хозяина Уберто. И выигрывает сложную партию…

Читайте также

На сцене присутствует Камерный оркестр - и это, безусловно, главное звено, главное действующее лицо всего праздника. Есть еще зачем-то подробно и реалистично выстроенная кухня. С холодильником и сковородками. На кухне колдуют повара. Их трое. Они отвлекают от главной сюжетной линии. Самое принципиальное внедрение в сюжет и музыку наблюдается, когда они нестройно пляшут на фоне увертюры и стуком каблуков заглушают Перголези. Баритон Самуэль Берлад в роли Уберто комичен и старательно неуклюж. Он поет и играет музыкально, достойно проявляет качества партнера. хотя низы в его диапазоне не прослушиваются, пропадают, и вся партия немного монотонна и одинаково исполнена во всех эпизодах. Роль Серпины в результате разных неприятностей распалась на две составляющие, и на сцене было две артистки, которые нам представили пение и характер живенькой, болтливой («Пускай я болтлива, но собой красива…») Серпины. Эфрат Ашкенази поет музыкально, легко, стильно. Эфрат Раз кокетлива и ритмична. Но целостного театрального впечатления главная женская партия не оставила. Было трудно объединить двух дамочек в один образ…

Режиссер решила сделать «Кофейную кантату» второй серией оперы Перголези. И будто у супружеской четы Серпина-Уберто по прошествии двадцати лет есть взрослая дочь, которая помешана на кофе. Опять скажу, что оркестр (в этой программе дирижировал и исполнял красочную партию чембало Изхар Кершон) был хорош. Аккуратно, изящно и театрально звучали все голоса. Режиссеру не удалось - несмотря на все ухищрения и находки - заглушить прекрасную музыку. Наличие шести или семи драматургических точек (игроки в шахматы, столик с главной героиней - фанаткой кофе, журналист с фотокамерой, витрина с тортами, супружеская пара…снующие туда-сюда официанты…) не разбило, не нарушило гармоничную музыку. И сольная флейта Кристиане Егудин все равно прекрасно и вдохновенно царила в истории. И волшебные скрипки, ровные, жемчужно-отсвечивающие, динамичные, несли мысль и свет Баха. Ведь как бы там ни было, музыка все равно в своем пространстве главная. Непобедимая.

В финале концерта была нелепая, никак не вписанная в эстетику барокко лотерея. Актриса в образе бабушки героини спектакля назвала имена тех, кто выиграл торты. И не надо сразу меня уличать в зависти (торт - не автомобиль «Рено», он ничего в жизни не добавит…), но суть неловкого и неверного действа налицо. Лучше бы завершить программу музыкой, а не шорохом кресел и башмаков…Что ж, жемчуг бывает разной величины и качества. Но всегда приятнее, когда он не подделка.