Zahav.КарманZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Карман

А
А

Годы, овации, воздушные шары

День рождения оркестра - так же, как день рождения человека - праздник, повод задуматься о прошлом и будущем, представление планов и пожелания.

25.07.2021
На правах коммерческой информации
Фото: Рина Адар

В этот вечер был юбилей музыкального коллектива, Симфонетт Раананы праздновала свое 30-летие.

Вы бывали в Раанане? Автобус проплыл мимо домиков, утопающих в каких-то мини-версальских садиках, мимо теремка в шариках-цветиках (такая себе эстетная плодовоовощная лавка). Мимо красивых белоснежных современных зданий. Город выглядит и нарядным, и живым, и пасторальным. Красивый, в общем, город. К городскому культурному центру, в котором репетирует и выступает оркестр надо идти через милые улочки и большой парк. Найти было непросто - но только потому, что я плохо ориентируюсь на местности. И вот золотистые кроны деревьев, урбанистическое здание. Именинники общаются в патио, радуются гостям.

Вспоминают. В зале первые ряды - для них, для музыкантов оркестра. Это их вечер, это просто «гала», торжество, приятный подарок самим себе. И оценивать программу, которую коллектив исполнил на дне своего рождения, можно только с точки зрения нарядности, суммы разнородных жанров и подаренного ею хорошего настроения. Ирит Фогель, бессменный директор, королева, архитектор стиля, имиджа оркестра, сказала, волнуясь, о долгом и насыщенном пути коллектива. О том, что его платформой, источником и главной силой стали новые репатрианты.

Те, кто сошел с трапа самолета с футлярами, в которых была вся их прошлая и будущая жизнь. Я выражаюсь столь высокопарно, потому что очень хорошо знаю, до сих пор ощущаю этот холодок пустоты, зыбкой надежды, глубокого волнения, когда летишь над миром, оставив позади любимую, очень важную работу - а впереди облака, неясность дороги, дебри смутных мыслей и надежд…

Острова многоплановой жанровой тематики оркестра предстали в большом масштабе. Чайковский и шансон, цыганская песня и оперные арии, Бах, балканская музыка, израильская песня… При составлении программы наверняка руководствовались желанием показать весь объем, спектр деятельности за три десятилетия. И проплывая по историческому морю глубиной в тридцать лет, оркестр и гости вечера смотрели на экране фотодокументы о репетициях и концертах, о зарубежных гастролях в самые экзотические страны (то в снегу, то в джунглях…).

Омер Меир Вельбер, который руководит оркестром Раананы а заодно и оркестром Би-Би-Си, и другими мировыми коллективами, летает по миру и служит музыке всей душой. Он предстал в этот вечер и дирижером, и пианистом, и вокалистом. Также и Давид Зебба, наш многоликий дирижер¸ композитор, показал свою игру на рояле, и провел зал по запутанным музыкальным дорожкам. И были там почти все виды, все краски этого чуда - музыки. И классика, и поп, и джаз, и народные мелодии. Оркестр Раананы - героический оркестр. Я очень хорошо помню, как культурно и свежо он звучал, сопровождая балет «Лебединое озеро», привезенный к нам английским хулиганом и философом Мэтью Борном. И в новом спектакле «Гешера», в притче-параболе по Нисиму Алони «Невеста и ловец бабочек», оркестр органично дополнил суть и безнадежность драматурга-экспериментатора.

Вспоминали в этот вечер разные программы, горячо аплодировали сопрано Анне Скибинской, которая много раз успешно выступала с оркестром, Эмилю Айбиндеру и его аккордеону, и его темпераменту, и Яки Реувену, солисту-королю мандолины, который так хрустально и мудро окрашивает все в мире в золотистые, бронзовые тона. И Эли Данкнеру, который пел на неаполитанском о заморской любви. Дирижер Керен Кагарлицки тоже играла на рояле¸ и подхватывала изысканную мелодическую линию Баха, и мягко вплеталась в звучание оркестра, и женственно подтверждала, что дирижирование женщинам вполне по плечу. Вира Лужински азартно подключила к цыганской стихии. Мики Габриэлов, который если бы написал только одну песню, «Има адама», «Мама-земля», уже и в таком случае вошел бы в пантеон израильской культуры, выступал в финале. И зал пел вместе с ним, и с оркестром.

Читайте также

Все вспоминали, отдыхали душой. Праздник двигался неспешно, обильно.

Я позволю себе вспомнить фрагмент своей статьи трехлетней давности. Тогда Саша Иванов, пианист Израильской оперы, человек с безупречным вкусом и беспримерными творческими горизонтами, сказал о руководителе Симфонетт так:

- Омер - настоящий дирижер. Умный. Дирижер - это не жестикуляция, не харизма. Это - примет тебя оркестр как лидера или нет. Это то, что называется простым и таинственным словом «талант». Он понимает время, чувствует его. Например, я играл сольные вставки в «Любовном напитке» Доницетти, и Омер предложил импровизировать, свободно, без оглядки, когда я вставил тему из «Полонеза» Огинского один световик чуть не свалился от неожиданности со своих высот...Вельбер понимает, что хочет публика. Он берет у авторитетов только то, что ему подходит - не слепо и не рабски». Омер Меир Вельбер - личность.

Талантливый музыкант. Прекрасно, что у оркестра Раананы есть такой лидер!

Когда отзвучала музыка юбилея, стихла музыка оваций, в зале рассыпались гроздья воздушных шаров. Как всегда, на концертах оркестра. Разноцветные шарики плыли над залом, опускались в проходах, их подхватывали, подбрасывали. С днем рождением, Симфонетт, пусть живет музыка!