Zahav.КарманZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+19
Иерусалим
+24+15

Карман

А
А

Постоять у изгороди, или Еще раз про нелюбовь

Книга Дорит Ребиньян «Живая изгородь» очень знаменита и любима многими в Израиле. И, как это часто бывает, вполне логичным стал проект переноса материала на сцену.

05.07.2021
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Нога Ашкенази написала пьесу, сохранив дух и стиль бестселлера. Когда мой коллега спросил, что я смотрела накануне в тель-авивском Камерном, и я рассказала, он саркастично заметил «И на ЭТО тратятся государственные деньги?!». Что мне было сказать? Государственные деньги тратятся весьма широко и очень часто невнятно. Фабула спектакля (а мы ведем речь о нем) проста: двое встретились и полюбили друг друга. Они молоды, полны надежд (в разной степени - но все же), фон для их романа - большой и интернациональный город Нью-Йорк. Все бы хорошо, да что -то¸ как говорил Аркадий Гайдар, нехорошо.

Дело в том, что она, милая бунтарка Лиат, из Израиля, а он, оригинальный художник Хильми, затерянный в этом городе - из Рамаллы. Они случайно познакомились, случайно все сложилось так, что их жизни изменились. Ненадолго, не навсегда. Они понимали, что будущего нет. Шли дожди, сменялись, дни, летело время - и грусть поселилась в их сердцах. Хильми на свои полотна переносил небесную и морскую глубину, создавал царство торжествующего синего - сказывалось то, что его любимый художник еврей Марк Шагал…Лиат приехала в США, получив стипендию, и время ее пребывания ограничено визой… Режиссер Илан Ронен (в недавнем прошлом - худрук национального театра «Габима») эту тему знает не понаслышке. В его собственной семье непросто, драматично сложились отношения в подобной ситуации. Ронен строит спектакль, как безостановочное, непрерывное движение. Двигаются шкафы, столы, диваны, нарисованные на заднике сцены панорамы городов. Все сносит ветром, сквозняком. И Лиат, и Хильми не могут остановиться, обрести покой. Что-то толкает их, мешает равновесию. Люди в униформе переставляют декорации, что-то двигают, смещают героев, нарушают их гармонию. Они почти ничего не могут сделать так, как задумали. В разговорах, в быту оба так или иначе натыкаются на безвыходность, на противостояние, на политику. Возникает забор. Изгородь. Родные люди с обеих сторон решительно против отношений влюбленных. Друзья недоумевают.

Читайте также

Дни падают, как капли кислотного дождя. Все окрашено предчувствием, предощущением расставания. Лиат покупает нарядные туфли, чтобы понравиться брату Хильми, волнуется, планирует приятный вечер - и встреча оборачивается дискомфортом, переходит в конфликт. Музыка Даниэля Саломона дополняет, украшает, договаривает несказанное. Создает особую атмосферу. Синее полотно, которое пишет Хильми, насыщается темными, драматичными тонами, стареет, меняется. Грустнеет вместе с художником. Потом наступает разлука. А потом - трагедия…

Хильми не умел плавать, и моря не видел. Он тонет, оказавшись в Израиле, так и не повидав любимую. Интересно, что его чувство, его попытки не потерять любимую оказались и серьезнее, и трагичнее. …Абигайль Арари и Амир Хури играют вполне убедительно. Заметно, что они увлечены работой. И играют немного и про себя, про ситуацию, которую проживают, понимают (она израильская еврейка, он израильский араб…). Чуть отстраненно, словно получили задачу от режиссера с самого начала истории не вселять в зрителя надежду на счастливый финал. Не растить иллюзию. Не знаю, как другим зрителям, мне было грустно. Я видела этот спектакль дважды - и во второй раз было еще печальнее. Потому что этот вечер произошел после вспышки насилия, после того, как все у нас невероятно осложнилось. После Лода, Бат-Яма… Знаю, что многие больше не верят в чудо мирного сосуществования. Очень многие. Другие - романтики, мечтатели! - создают организации¸ клубы, пишут правильные слова, выступают с трибун. Ставят спектакли. И еще я знаю, что позиция Илана Ронена, сохранившего молодой задор, неизменна. У него правильный¸ гуманный взгляд на вещи. Хотя для многих это химера. Вредная идеология.

В спектакле «Живая изгородь» занят арабский израильский актер Мурад Хасан. В его послужном списке несколько работ, вызвавших скандалы, разброс мнений¸ ярые споры. В этом спектакле он играет брата Хильми. Жесткого, принципиально не желающего в споре слушать оппонента, враждебно настроенного и к Лиат, и ко всему, что она защищает и в чем убеждена…Ощущение тупика, беспросветной тьмы¸ реального забора, пропасти между людьми - один из главных итогов, одна из главных эмоций после просмотра. Сам материал далеко не шедевр. Он довольно плоский и - несмотря на трогательную историю - весьма среднего драматургического уровня. Спектакль ранит. Заставляет думать на неудобные, жестокие темы. Это не «Ромео и Джульетта». И даже не фильм «Фауда». Но смотрится на одном дыхании, - слишком для всех все здесь актуально, остро. Профессиональный, думающий сценограф Шани Тор и прекрасный, точный во всех деталях художник по костюмам Уля Шевцова, режиссер видео Йоав Коэн сделали умелую театральную продукцию. Непременно посмотрите. Спектакль стоит того. И сами решите, насколько верно были потрачены государственные деньги.