Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+23+15
Иерусалим
+22+11

Карман

А
А

О книжной мудрости. И о жизни немного

Живущий сейчас в Израиле знаменитый российский режиссер Александр Михайлов создал «Свободную театральную мастерскую» и в новом сообществе перенес на сцену новеллу Цвейга «Мендель- букинист».

12.04.2021 Обновлено: 12.04.2021
На правах коммерческой информации
Фото: Эстер Эпштейн

«Все кончено, Европа уничтожила себя, наш мир разрушен, и в возрасте 60 лет я сломлен и наполовину уничтожен, я больше не хочу существовать». Так написал интеллектуал, тонкий стилист, оригинальный и человечный писатель Стефан Цвейг. Этими словами он закончил свой литературный и жизненный труд. И вместе с женой ушел из полыхающего войнами и ненавистью мира в смерть. Это было вдали от родной Вены¸ от дорогого Зальцбурга. В Бразилии. Шел 1942 год, одиночество и отчаяние (хотя - разве эти слова не синонимы?) определили исход. Цвейг за отмеренное ему время создал так много, что этого творческого наследия хватило бы на несколько жизней. Он исследовал исторические события и погружался в тайники души отдельных людей. Он описал неправые деяния правителей, в искреннем благоговейном изумлении прикасался к вечной тайне игры- трагедии под названием «любовь». И - сострадал. Всегда, без сантиментов¸ светло, сдержанно, трепетно. Навсегда, до скончания веков, прозвучала грустная маленькая сага о женщине, обладавшей горьким и великим талантом любить. Любить до самой последней капли крови, до последнего вздоха. Миру этот талант был всегда чужд и странен. Любящие немного смешны, немного опасны.

Но Стефану Цвейгу они виделись иначе. И «Письмо незнакомки» украшает дом растерянного и авантюрного человечества, как добрый луч… Страницы, написанные Цвейгом, полны истинного благородства и элегантности.

Живущий сейчас в Израиле знаменитый российский режиссер Александр Михайлов создал «Свободную театральную мастерскую» и в новом сообществе перенес на сцену новеллу Цвейга «Мендель- букинист». Или - если по-немецки - «Buchmendel». Это история о маленьком человеке, книжном черве, человеке, который знал в жизни только одну страсть, и никто и ничто его не могли отвлечь от нее. Ни люди, ни войны. Менделя и всех других персонажей спектакля сыграл прекрасный Исаак Пекарь.

Опыт создания спектакля по этому материалу - уникален и он тем более ценен, что это прекрасное послание согражданам, зрителям, очнувшимся от безвременья, вновь обретающим театр, открывающим силу слова и магнетизм искусства. Герой Цвейга - еврей в Австрии, в Вене. В период перед первой мировой войной и во время ее. Мендель - человек гражданства, без документов. Книги - его стихия, источник скромного дохода и уважения всех тех, кому книги нужны. Он так занят, так погружен в свои занятия, что, даже попав в концлагерь, обращает внимание только на отсутствие здесь книг…Без книг Мендель не может существовать, нет книг - нет его. И эта мысль сегодня звучит остро и трагично.

Александр Михайлов выстроил инсценировку новеллы в соответствии со своим духовным маршрутом: его Якоб Мендель значителен, совсем не жалок. Его наивность и аполитичность скорее метафора, эти черты больше приближены к еврейской традиции, чем это описывает Цвейг. Мендель - архетип, сумма исторических примет. Все в спектакле можно прочисть и понять, как притчу о нас, о нашем прозрении, о наших скитаниях, о пути домой. Спектакль звучит актуально и очень своевременно. Как свойственно театру, как умеет сотворить театр, на сцене возникает и Цвейг с его непомпезной, непафосной стилистикой - и режиссер, который раскрывает свои идеи через мастерство, сердечное тепло, душевную щедрость актера Исаака Пекаря.

Читайте также

«Менделя-букиниста» лаконично и стильно оформила сценограф Мария Михайлова¸ дочь и единомышленница режиссера. Листы бумаги, белыми птичками повисшие на занавесе, превращаются в уличные объявления, в циркуляры, служебные инструкции. Они окружают героев спектакля - бездомного еврея-книжника, служанку в кафе «Глюк», ее злого бессердечного хозяина, немецких офицеров, автора, который вспоминает и рассказывает. Старые фолианты на столе - это и кафедра Менделя, и его жилье, и великая, мощная энергия знания, мудрости¸ того грандиозного богатства, которое веками становилось защитой от животного-вампирского- каннибальского.

Актер Исаак Пекарь живет в спектакле искренно и самозабвенно. Он словно переселяется в Вену, чувствует аромат книг, этих кораблей мысли, раздваивается, ведя диалоги, мягко и интеллигентно передает правду и горечь сюжетной канвы. Режиссура не давит его плечи, как пиджак не по росту, она органична и точна. Кукла, которая возникает из талита, из этого священного полотнища, одновременно и живое существо, и Мендель - и символ. Емкий, горделивый, прекрасно и неожиданно найденный создателями спектакля.

Символичен музыкальный ряд: здесь и музыка немецкая, и еврейский мотив, и космополитичный и давно доведенный до абсурда халтурными исполнениями «Чардаш» Монти… Варево звуков, тонко вплетенных в ткань спектакля. Зал - а смотрела спектакль в зале Израильского ТЮЗа в Бат-Яме- слушал в полной тишине. С уважением и интересом…Я верю в то, что эта творческая работа никого не оставит равнодушным. 21 апреля Исаак Пекарь играет Менделя и весь цвейговский мир в «Музее природы», в Иерусалиме¸ в помещении театра «Кум-кум». А потом - верю! - будут еще показы, и аплодисменты, и звенящая тишина залов. Театр - как и книги - это бесконечная история.