Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Карман

А
А

"Подумай, прежде чем делиться": война с fake news

Как избежать распространения ложной информации, которая может причинить реальный вред? ЕС запускает новую кампанию по борьбе дезинформации.

Яэль Лернер
04.09.2020
На правах коммерческой информации
Фото: ShutterStock

Вот советы, которые помогут вам чувствовать себя уверенно при просмотре веб-страниц.

Каждый из нас хоть однажды в бескрайних просторах интернета наткнулся на статью или изображение, которые вызвали у него интерес, после чего он, не проверяя, нажал на кнопку "Поделиться". Потому что это было смешно, потому что это было возмутительно, потому что это было трогательно - причин может быть сколько угодно. Но хоть на короткое время посреди этого быстрого и явно не продуманного заранее процесса вы остановились и задались вопросом, не является ли это распространением дезинформации?

Дезинформация - это вводящая в заблуждение или манипулятивная информация (fake news), которая часто вырастает из разного рода конспиративных теорий.

В апреле, в разгар коронакризиса, ЕС запустил новую кампанию по борьбе с дезинформацией "Подумай, прежде чем делиться". Цель кампании - повысить осведомленность об опасностях, с вязанных с распространением дезинформации и слухов, которые могут привести к различным видам ущерба, включая интернет-преступления, мошенничество, причинение вреда здоровью и даже смерти. Так как же бороться с дезинформацией?

Вот несколько простых советов, которые были предложены в рамках кампании Евросоюза, с помощью которых каждый из нас может избежать того, чтобы стать звеном в цепи распространения дезинформации:

1. Проверьте веб-адрес - иногда люди делают ошибку при вводе веб-адреса. Поэтому создаются поддельные (фишинговые) веб-сайты, которые могут выглядеть как настоящие онлайновые магазины с хорошей репутацией. Чтобы избежать подобных ошибок, рекомендуется добавлять интернет-страницы в закладки или вводить название сайта в поисковой системе.

Если вы увидели гиперссылку в своей электронной почте или в социальных сетях, наведите на нее курсор, прежде чем кликнуть по ней. Так вы сможете увидеть весь URL-адрес и убедиться, что он вам действительно знаком. Этот шаг также является хорошим методом защиты ваших устройств от заражения вредоносным ПО.

2. Проверьте содержимое - каков источник контента, которое вы читаете? Если статьи, которые вы читаете, взяты из неизвестных источников, вы можете проверить, что пишут на эту тему профессиональные СМИ. Чтобы провести проверку могут также пригодиться веб-страницы авторитетных организаций. Большое количество подписчиков не является критерием достоверности излагаемой информации! Иногда статьи, опубликованные много лет назад, вырываются из контекста или публикуются со злонамеренно сделанными изменениями. Всегда проверяйте дату публикации и следите за актуальными событиями.

3. Возможно распространение ложной или вводящей в заблуждение информации практически обо всем - про коронавирус, например, были опубликованы статьи, в которых утверждалось, что это биологическое оружие, разработанное в лаборатории, которая принадлежит то ли США, то ли другой стране, то ли и вовсе Джорджу Соросу и что цель распространения вируса - чипирование людей и контроль над всем населением планеты. Текст, в котором с уверенностью рассказывается о событии, которое произошло по воле тайного общества, у которого имеется злой умысел, должно сразу зажечь у вас красную лампочку!

Кроме того, имейте в виду, что публикация статей, в которых утверждается, например, что коронавирус можно вылечить с помощью соленой воды или корня имбиря, могут иметь серьезные последствия для общественного здравоохранения, поскольку эти статьи могут убедить людей пренебрегать медицинской помощью. Нельзя воспринимать это всерьез и вести себя безответственно.

4. Проверьте источник - профессиональные СМИ действуют в соответствии с определенными стандартами. Для написания статьи им требуется более одного источника информации, чтобы провести необходимые проверки, в ней также должны быть изложены разные точки зрения, это сделает материал максимально сбалансированным. Читая газетную статью, посмотрите, кто ее написал и были ли получены реакции людей, о которых она была написана. Если у вас все еще есть сомнения, проверьте, есть ли автор статьи в списке журналистов на новостном сайте, который вы читаете.

Или, как блестяще написал в Твиттере Darth Putin: "Если кто-то выглядит как утка, покачивается как утка, отрицает, что он утка, требует, чтобы вы доказали, что он утка, обвиняет вас в том, что вы утка, говорит, что ваша собака - утка, кошка вашего друга - утка и все три этих утки - русофобы, то это кремлевская утка".

5. Проверьте имя автора - знаете ли вы имя этого автора или журналиста? Он вообще существует? У каждого авторитетного автора или журналиста есть список предыдущих статей, которые можно найти, вводя его имя в строку поиска.

6. Проверьте компетентность эксперта - иногда встречаются статьи, написанные тем или иным экспертом. Узнайте, в какой именно области знаний он подкован - если окажется, что он пишет и про отношения с инопланетянами и про сантехнику, то его компетентность под большим вопросом. Если эксперт опирается в своем исследовании только на анонимные источники, то, скорее всего, это дезинформация.

7. Проверяйте фото и видео - все мы знаем, что сегодня можно подделывать и изменять фотографии и видео, создавая правдоподобные изображения путем изменения композиции, обрезки, удаления фрагментов, добавкой других фрагментов, которых не было на оригинальном изображении. Мы видели множество таких примеров в интернете. Вам следует проверить изображения, которые, по вашему мнению, являются подозрительными, используя для этого поиск по картинкам или сервиса TinEye. Обе эти системы могут найти в сети изображения, похожие на то, что вас интересует.

Короче говоря, проявляйте рассудительность и "подумайте, прежде чем делиться": цель привлекательного заголовка - заставить вас перейти по ссылке! Прочтите то, что вы там увидите, проявите здравомыслие и поделитесь только, если будете уверены в подлинности!

Ложная информация обычно воздействует на наши эмоции, призывает к борьбе с несправедливостью, требует немедленных действий, вызывает чувство тревоги или отвращения. Яркие изображения, эмодзи и заголовки усиливают эмоциональное воздействие статьи или публикации в социальной сети. Обратите внимание, прибегают ли к этой тактике при распространении информации. Если вы видите сообщение, набирающее популярность в социальной сети, проверьте, не стоят ли за его распространением боты. Если аккаунт бесконечно постит новые сообщения, при этом у него есть выраженные проблемы с языком общения или он не может поддерживать диалог - это должно заставить вас насторожиться.

Сатира и юмор - специфические жанры. Не всегда они опираются на достоверную информацию. Это только шутки! Смейтесь на здоровье, но не принимайте все сказанное за чистую монету.

Хотите узнать еще про fake news и дезинформацию? Сообщите свои данные - полное имя, телефон и адрес электронной почты, чтобы получать нашу рассылку:

Читайте также

На правах рекламы