Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+19
Иерусалим
+22+13

Карман

А
А

Иерусалимские "Волки" в Негеве

Лена Зайдель решила воспользоваться образами волков в качестве символа будоражащей энергии, способной произвести драматические перемены в окружающей среде.

15.01.2013
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

В пятницу, 18 января, в галерее кибуца Беэри в Негеве открывается персональная выставка художницы Лены Зайдель "Волки" – серия работ 2006-2008 г.г. 

Лена родилась в 1962 году в  Ленинграде. В 1976 году репатриировалась в Израиль. В 1987 году окончила Иерусалимскую Академию Бецалель. Многократно участвовала в групповых и персональных выставках в Израиле и за его пределами. Лена Зайдель живет и работает в Иерусалиме. 

Серия "Волки" выполнена в технике сухой пастели. В работах размером 106 на 230 см представлен Иерусалим, по которому бродят своры волков. Блуждающие волки скачут по святым местам, гуляют по стенам Старого города, несутся по Храмовой горе, перепрыгивают через машины, проносятся через индустриальные зоны и стройки. Они разгуливают по городу, являясь, парадоксальным образом и пришельцами и местными обитателями  одновременно. 

Иерусалим, отраженный в этих работах, выглядит запущенным и враждебным. Перед нами встает город, с трудом сохраняющий красоту своего прошлого; одной из характеристик которого, на сегодняшний день, стали ограждения из колючей проволоки. 

В некоторых местах на рисунках проявляются следы, свидетельствующие  о человеческой деятельности – машины, старые газеты, книги; даже каталог  выставки; консервные банки, коляски супермаркета и всевозможные другие отбросы. Волки бродят по городу словно «свои», и в то же время они подчеркнуто инородны. Зачем же городу инородное присутствие?

И зачем волкам Иерусалим? 

Эти работы вызывают в памяти сцены из фильма Терри Гильяма «12 обезьян», где в городе Нью-Йорке, большинство населения которого погибло, заразившись смертоносным вирусом, носятся по улицам ошалевшие дикие звери. Глядя на работы, кажется, что вирус, попавший в Иерусалим, оставил город заброшенным и опустошенным. Словно чья-то невидимая рука прогнала всех жителей вон, оставив город на расправу диким животным. И тут Иерусалим, Золотой Иерусалим превратился в город-призрак. 

Лена Зайдель решила воспользоваться образами волков в качестве символа будоражащей энергии, способной произвести драматические перемены в окружающей среде. Эта волчья энергия производит апокалипсическое и в то же время раскрепощающее впечатление. Если рассматривать  работы в этом аспекте, то можно сказать, что напряжение и тяжесть, свойственные Иерусалиму, ищут разрядки и находят ее в образе стаи волков, гуляющих по городу. 

Стаи носятся по Иерусалиму, словно игнорируя святость города, его богобоязненность, игнорируя  историю тысячелетий, святость иудаизма, христианства и мусульманства. Как ни в чем ни бывало (будто не замечая контекста) стаи волков проносятся мимо всего того, чем насыщен реальный и символический Иерусалим. Вероятно поэтому, в присутствии работ, невольно возникает ощущение, напоминающее святотатство. Кажется, что даже не будучи богобоязненным верующим, можно  ощутить некий дискомфорт при виде волков свободно разгуливающих в Святая святых. 

В книге «Бегущая с волками» психоаналитик Кларисса Финкула Эстас прибегает к образу волка, дабы очертить архетип «дикой женщины» и высвободить при помощи этого образа инстинктивную женскую «самость», скрытую и затертую культурными слоями, законами и самоограничениями. «Здоровая женщина», - пишет Эстас, - очень похожа на волка, она полна жизни, она питает жизнь, она сознательно относится к своей территории, она изобретательна, преданна и любит бродить по лесу». И далее: «Дикая женщина» обладает целительными свойствами… она несет в себе сказки, сны, слова, песни, знаки и символы». 

В свете сказанного, можно взглянуть  на работы Лены Зайдель как на совмещение двух символов, будто бы не имеющих  ничего общего друг с другом. Это  так до тех пор, пока мы не поставим на место волков саму художницу, и тогда мы сможем узнать  в волках представителей творческих сил, представителей духа свободы и поиска того, что лежит за горизонтом. 

Волки – это жизненная сила, выпущенная Зайдель в город. Они  являются олицетворением здоровых инстинктов, олицетворением душевного и физического здоровья. Волки вносят в город восторг, любопытство, движение и жизнь. Волки, как образ силы души, стремятся исцелить израненные улицы. 

В композициях Лены Зайдель наблюдается  своенравная игра с масштабом, вносящая в реалистичный стиль работ отпечаток иллюзорности и фантастичности. И поэтому Иерусалим иногда кажется уменьшенной во сто крат моделью самого себя. Кажется, что на листах сделаны зарисовки с макета Иерусалима, а не с реально существующего города. Подобная игра с масштабом ставит зрителя в непривычную позицию наблюдения. Чувство неудобства усиливается при учете вроде бы совсем неподходящей, камерной техники сухой пастели, выбранной Зайдель для ее огромных работ. 

Рассыпчатость пастели, ощущение «скрежета» мела по бумаге, некая «потерянность и беззащитность» пигмента на листах, - все это создает впечатление, как будто на скромную технику сухих мелков была возложена непосильная по размаху задача. Все вместе взятое усугубляет ощущение нестабильности и диссонанса, исходящее от работ.  И все же, зрелище бродящих по Иерусалиму волков сопровождается очистительным эффектом катарсиса. Будто сами святыни и священные символы молят о своем спасении и освобождении от пут цивилизации и наносной культуры. Кажется, что город просит и взывает, от имени Бога и человека, о возвращении своего первичного значения, которое существовало задолго до современных захватчиков и освободителей.

Моника Лави 

Сайт Лены Зайдель - http://www.lenazaidel.co.il/

Подробнее о работах Лены Зайдель - здесь: http://art-in-process.com/avtory/plasticheskie-iskusstva/lena-zajdel/Волки