Читайте также
"Местное свидетельство" и "World Press Photo" - две одновременных, параллельных и взаимосвязанных выставки документальной фотожурналистики, ретроспектива событий прошлого года, крупное культурное событие мира фотографии - проходят с 6 декабря по 19 января в музее "Эрец-Исраэль".
Две экспозиции бок о бок: выставки лучших работ израильских фоторепортеров "Местное свидетельство" и лучшие работы мировой фотожурналистики, отобранные в течение года организацией "World Press Photo". Обе эти выставки – результаты конкурсов, то есть нам показывают лучшее из лучшего.
"Местное свидетельство" проводится в Израиле с 2003 года совместно с международными экспозициями уникальной, путешествующей от Голландии до Японии выставки "World Press Photo", которая демонстрируется в течение 12 месяцев в 100 городах мира: 200 снимков-победителей ежегодной премии в области фотожурналистики, отражающие важнейшие события в сфере политики, культуры, общественной жизни, произошедшие в мире за год. В этом году члены жюри конкурса этого всемирного конкурса фотожурналистики отсмотрели более 100.000 фотографий, присланных со всего мира. 200 лучших фото были отобраны для выставки, которую с 6 декабря по 19 января можно и нужно посмотреть в Рамат-Авиве. Ключевыми принципами организации World Press Photo - и соответственно конкурса - являются политическая независимость, уважение к работе фотокорреспондентов и неприятие любых форм цензуры.
В Израиле выставка "World Press Photo" впервые прошла в 2002 году. "Местное свидетельство" присоединилось на год позже, в 2003-м году. Напомню, что "World Press Photo" - международная фото-организация с офисом в Амстердаме - проводит конкурс уже в 57-й раз. Фонд "World Press Photo" существует с 1955 года под покровительством принца Королевства Нидерландов.
Не меняется и интерес к этим выставкам. Выставки лучших фотографий победителей конкурса "Местное свидетельство", отбираемых жюри из тысячи присланных снимков, в Израиле посещают десятки тысяч зрителей, а выставку World Press Photo в течение года в 100 городах мира могут увидеть миллионы посетителей, в том числе и в виртуальном пространстве. Глобализм и одновременно различие культур, свидетельства беспристрастные и эмоциональные этой выставки вызывают в мире такой же интерес, как и в Израиле "Местное свидетельство" – экспозиция, на которой ежегодно (в том числе и на сайте фотоконкурса "Местное свидетельство") демонстрируются лучшие фотографии израильских газетных репортеров. Лучшие – по мнению кураторов и жюри, разделивших работы на 9 категорий: Новости, Общество и Общины, Религия и Вера, Урбанизм, Культура и Искусство, Природа и Окружающая среда, Спорт, Ежедневная жизнь и Портреты. В этом году на конкурс "Местное свидетельство" было подано 6500 снимков - жюри из 8 человек, в которое входят профессиональные фотографы, представители СМИ и академических кругов, отобрали 200 снимков по вышеперечисленным категориям.
На сей раз на выставке представлены также несколько художественных постановочных снимков, видео-работ и серии репортажных снимков, демонстрирующиеся на экранах. В рамках "Местного свидетельства" также организована мини-выставка на тему "Бездомные в Израиле".
9-е "Местное свидетельство на сей раз заметно отличается от мирового, отличается темами, композициями, ритмами. Даже ракурсами, которые, казалось бы, все фотографы выбирают одни и те же: выгодные. Местные явления – схожи, но поданы куда мягче, человечнее, щадяще. Пусть снимки израильских фотографов не просятся на обложки Time, но в них больше жизни, чем художественных тонкостей. При всем этом фотографией года стала работа Бена Кальмера для редакции Walla "Момент самосожжения Моше Сильмана" – страшно, но ему пытаются помочь, вмешаться. Это не единственный снимок Сильмана. И на этом и на остальных видно, что ему сочувствуют. Если вы сравните израильские фотографии и снимки фотографов из других стран, то поймете, что израильтяне все еще не равнодушны и да - пытаются помочь. Остальные снимки столь жестоки, что глядя на них, думаешь не о жизни, а о смерти. Особо равнодушные размышляют о композиции. Размышлений жизненных и философских после увиденного – не счесть. Мы в состоянии решить свои проблемы и остаться при этом людьми. Если кто сомневается – сходите в музей. Там иногда можно заметить то, что в реальности от нас ускользает.
На работах международных фотографов эмоции отсутствуют, хотя снято замечательно. Замечательно и отстраненно. Их цель – шокировать, чтобы привлечь внимание. Цель "Местного свидетельства" – рассказать, чтобы привлечь внимание. Здесь еще важны сами люди и их жизни. Между шоком и рассказом – те самые человеческие эмоции, мягкость, отличие местного от общего. А переживают все народы во все времена во всех странах одно и тоже: война, слезы, радость, свадьбы, лица, общины, дороги, старые и молодые, дети и подростки, болезни, смерть, рождение, уходящая природа, приходящие города и проходящие демонстрации и митинги. Все явления жизни, которые могут стать интересными для фоторепортеров и журналистов. Судя по выставкам (а еще памятна первая, проводившая в 2003-м году на 49-м этаже центра "Азриэли"), жизненные явления не меняются, хотя приоритеты все-таки за 9 лет сместились от мечты к реальности. Меньше спорта, меньше природных красот (их вообще меньше, хотя добраться до них все легче), меньше красивой жизни и красоток. Куда больше проблем больших городов, национальной и религиозной розни, социального неравенства, бедноты, пороков, оружия, войны, дикости человеческой. Но в большой степени это касается мировой фотографии. Израильской свойственны еще какой-то остаточный оптимизм, надежды молодости, желание что-то поменять. В мире же кругом только наблюдают и запечатлевают – с грустью и тревогой, уже бессильны повлиять.
Стала расхожей фраза "Мы живем на вилле посреди джунглей". На двойной выставке "Местное свидетельство - World Press Photo" приходишь к выводу, что мы пребываем на вилле в раю. Мир вокруг страшен, выходить в него не хочется. Там, извне, судя по фотографиям, и не живут, в нем только умирают. Вряд ли мы осознаем, копошась в своих новостях-мелочах, как разрослись джунгли вокруг нас, как волна ненависти и страха затапливает мир. Фотографы это уже видят сквозь объектив и показывают эти жуткие человеческие моменты. А мы ту на местности, еще живем.
Победители конкурса "Местное свидетельство": Бен Кальмар – фото года, Лихи Авидан – серия года "Комнаты" (серия о проституции в районе Центральной автобусной станции в Тель-Авиве), Моти Мильрод (первое место в категории "Новости"), Ронни Роман Розенберг (первое место "Серии-Новости") - беженцы из Эритреи), Тали Мейер (первое место в категории "Портреты") и далее и далее. В каждой категории присуждены три места отдельным фотографиям и три места сериям снимков.
Фото года "Worls Press Photo" - "18-летний йеменец, пострадавший во время демонстрации протеста против режима президента Али Абдаллы Салеха в Сане и его мать во временном госпитале в мечети" испанского фотографа Самуэля Аранда для New York Times (http://www.worldpressphoto.org/photo/world-press-photo-year-2011-0)
Часы работы музея: воскресенье, понедельник, вторник, среда - с 10.00 до 16.00; четверг и суббота - с 10.00 до 22.00; пятница – с 10.00 до 14.00. Вход для детей – бесплатный.
Сайт музея "Эрец-Исраэль" - http://www.eretzmuseum.org.il.
Сайт конкурса "Местное свидетельство" - http://www.edutmekomit.co.il.
Официальный сайт Фонда World Press Photo и галерея победителей: http://www.worldpressphoto.org
Маша Хинич
Фото предоставлено пресс-службой музея "Эрец-Исраэль"