Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+18
Иерусалим
+22+13

Карман

А
А

Как правильно учиться? Советы от Маккаби Ширутей Бриют

Вы считаете, что знаете, как нужно учиться? Мы советуем вам отставить эти знания в сторону и сравнить свои представления со следующими мифами.

05.09.2012
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Высчитаете, что знаете, как нужно учиться? Мы советуем вам отставить эти знания в сторону и сравнить свои представления со следующими мифами.

Ариэла Тхарлев Бен-Шахар

Мы купили им учебники, тетради, пеналы, ручки и карандаши. Мы приготовились начать этот учебный год с чистого листа в надежде на то, что он будет успешным. Что они будут прилежно сидеть, выполнять все задания, получать хорошие отметки на экзаменах, а в конце года принесут домой хорошие аттестаты.

И как взрослые люди, несущие ответственность за каждого из членов своей семьи, мы пытаемся диктовать им правила эффективной учебы. Среди самых распространенных рекомендаций такие "хиты" как: "выключи музыку", "сядь за стол", "сначала – уроки, потом – друзья", "занимайся систематически" и "будь организованным". Да, мы – родители, верим, что краеугольные камни успешной учебы – это организованность, аккуратность и дисциплина.

Но, как выясняется, порой наши представления о правилах ученичества бывают ошибочными. Современные исследования в этой области показывают, что человеческая память совсем не похожа на шкаф со множеством полок и иногда обучение проходит более успешно именно в условиях разнообразия и подвижности. Иными словами: не все, что вы говорите детям, правильно.

Доктор Даниэль Леви, старший лектор школы психологии и помощник заведующего отделением прикладных исследований в области нейродисциплин Межотраслевого центра в Герцлии, открывает нам, что правда, а что - ложь в популярных мифах о правилах приобретения знаний.

1. Необходимо сидеть за письменным столом

Не совсем верно.

Требование сидеть за письменным столом не всегда бывает обоснованным. В действительности, дело не в столе, а в тесном контакте с ним. Исследования свидетельствуют, что лучше заниматься не в одном месте. При получении информации в двух разных местах, например, на балконе и в детской, она "обрастает" большим количеством ассоциаций, благодаря чему изученный материал намного легче извлекается из памяти. В то же время, специальный учебный уголок тоже имеет свои преимущества. Оптимальное место для занятий должно находиться далеко от телевизора, кухни, маленьких братьев и сестер, быть тихим и создавать подходящую обстановку, то есть быть свободным от отвлекающих внимание вещей. Такой уголок может оказаться полезным и вполне вероятно, что он поможет ученику сосредоточиться, а его преимущества окажутся сильнее недостатков. Но важно помнить, что если ребенок встал во время выполнения уроков и отправился продолжать их в другом месте, необязательно возвращать его за письменный стол. Может быть, он просто хочет получить дополнительные ассоциации с изучаемым материалом.

2. Следует выключить музыку

Частично верно

Все люди и дети в частности имеют разную способность к концентрации внимания на фоне играющей музыки. Одним помогает сосредоточиться полная тишина, другим легче учиться под звуки музыки. В любом случае, если уж слушать, то – легкую инструментальную музыку без вокала, потому что человеческий голос удерживает наше внимание и отвлекает от всего остального.

3. Нельзя заниматься перед телевизором

Верно

Никто не может успешно заниматься, сидя перед работающим телевизором.

4. Сначала таблица умножения на 3 и только потом – на 7

Неверно

Как уже говорилось, миф о пользе упорядоченности и систематичности для учебы опровергнут. Исследователи сравнили учеников, выполнявших контрольную работу, в которой задачи были сгруппированы по темам (все уравнения с одним неизвестным подряд, затем все уравнения с двумя неизвестными), и тех, в варианте которых задачи на разные темы шли вразнобой. В результате ученики, выполнявшие "смешанное" задание, показали лучшее знание материала. Переход от одной темы к другой (даже внутри одного предмета) помогает избежать появления шаблонного мышления и научить ребенка подходить к рассмотрению вопроса, не зацикливаясь только на ответе.

5. Можно переходить от предмета к предмету каждые 10 минут (например: математика, затем литература и снова математика)

Неверно

Лучше не перескакивать с предмета на предмет через каждые 10 минут. Стандартный период устойчивости внимания у детей старшего возраста и подростков составляет от 30 до 45 минут. Если ребенок прерывает занятия в середине процесса и пытается перейти к другому предмету, причиной этого не обязательно становится жажда разнообразия. Чаще всего это происходит из-за затруднений с выполнением задания, и родители должны видеть в этом признак того, что ребенок нуждается в их помощи.

6. Сначала нужно сделать все уроки и только потом идти играть

Частично верно

Это зависит от количества домашних заданий и времени, требующегося для их выполнения. Иными словами, можно позволить ребенку устроить перерыв и пойти поиграть, если значительная часть уроков уже сделана. Более того, если речь идет об обширном вопросе, не стоит относиться к нему как к одному цельному заданию. Лучше разделить его на несколько частей, чтобы в процессе работы ребенок мог почувствовать, что он уже закончил что-то. Стоит также поощрять его за выполнение отдельных частей, иначе он может ощутить разочарование и потерять интерес.

7. Есть разные типы учебных способностей (визуальный, акустический)

Неверно

В последние годы циркулирует мнение о разделении людей по типу учебных способностей, требующих подбора подходящего метода обучения для каждого ученика. Его приверженцы, в основном, "диагностируют" такие типы как акустический, представители которого усваивают больше на лекциях, и визуальный, владельцам которого необходимо иметь изучаемый материал перед глазами. Идея состоит в том, что обучение методом, соответствующим "типу учебных способностей", будет проходить легче и эффективнее. Однако исследования по проверке состоятельности этой теории показали, что в ней нет даже зерна истины. На самом деле, каждому из нас будет полезно получать информацию несколькими разными способами, и нет никакой необходимости в визуальной или акустической адаптации способа обучения.

8. Экзамены не влияют на усвоение изучаемого материала

Неверно

Экзамены и контрольные работы – это не только способ проверить прилежность ученика и поставить ему оценку, но и эффективный метод изучения предмета. Поэтому, когда вы помогаете ребенку заниматься, не ограничивайтесь только чтением и заучиванием материала. Время от времени закрывайте учебники и проверяйте, что запомнил ребенок. Извлечение из памяти – это один из наиболее эффективных приемов закрепления полученных знаний и сохранения их на долгое время. Так что, если учительница вашего ребенка часто проводит контрольные работы, не ставьте ей это в вину. Ведь предназначение школы – быть не фабрикой по производству оценок, а местом получения знаний.

9. Нет смысла учить ночью, лучше выспаться

Верно

Знания откладываются во время сна после обучения. Работа, происходящая в нашем мозгу, пока мы спим, наиболее важна для долговременной памяти, поэтому занятия без последующего полноценного сна будут неэффективными.

10. Лучше всего учить за один день до экзамена

Неверно

Не стоит ждать последнего момента, гораздо правильнее распределить время занятий на несколько дней. Исследования показывают, что материал усваивается более эффективно, когда он поделен на небольшие части, каждая из которых изучается в разные дни и часы, а не за один раз.

Профессиональный консультант: д-р Даниэль Леви, старший лектор школы психологии и помощник зав. отделением прикладных исследований в области нейродисциплин Межотраслевого центра в Герцлии.