Zahav.КарманZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+25+19
Иерусалим
+25+16

Карман

А
А

Интарсия в Вади-Ара

Пока по всей стране идет суровый хэппенинг по поводу социальной справедливости, в веселом районе страны - в Вади-Ара - также ратуют за равенство и дружбу.

03.08.2011
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Интарсия – это вам не политика, интарсия – это искусство, высокое и сложное искусство наборной мебели, деревянных панно. Можно даже так: интарсия – это вам маркетри, то есть инкрустация деревом по дереву. И проходит интарсия в преддверии Рамадана в Вади-Ара. Пока по всей стране идет суровый хэппенинг по поводу социальной справедливости, в веселом районе страны - в Вади-Ара - также ратуют за равенство и дружбу. Голосуют за нее под руководством амуты "Зеленый ковер". Для тех, кто случайно не знает значения этого слова на иврите, поясняю: амута – это не коммерческое товарищество, действующее не с целью получения прибыли, а с целями иными – благородными и альтруистическими. Для того, чтобы придумать что-то свое, интересное ну, и все таки, немножечко заработать. Товарищество по развитию туризма в Вади-Ара пытается привлечь туристов в не часто посещаемый израильтянами район страны, хотя сквозь Вади-Ари проносятся сотни тысяч машин, если и заезжающие в анклав деревень то по делу, а не развлечений ради, хотя одно время было принято строго ориентированными группами посещать художественную галерею в Ум-эль-Фахм, куда приезжала даже Йоко Оно. Остальные же приезжают ради вкусной халвы и дешевой мануфактуры. Такое положение вещей решила исправить амута "Зеленый ковер", организующая для менее деловых людей экскурсии в преддверии Рамадана, чтобы объяснить и показать, что же это такое – Рамадан!?. Полностью амута называется (http://www.wadiara.org.il/) מרבד ירוק ואדי עארה – מארג של אנשים, תרבוית ונופים, что в очень вольном переводе означает "Зеленеющий ковер Вади-Ара – переплетение людей, культур и пейзажей". В центре переплетения напротив друг друга – еврейский ишув Кацир и арабская деревня Кафр-Кара. И то и другое название часто упоминаются в заголовках. Кацир, основанный как светское поселение в 1982 году, - потому что его насильно пытаются соединить с поселком Хариш, где строят четыре с лишним тысячи квартир для ультраортодоксального населения. Кафр-Кара – потому, как там то стреляют, то размахивают лозунгами. Попытки примирения идут через искусство. В Кацире (katzirharish.co.il) днем затишье, все на работе, дети - в кайтане. Жителям пока не до художеств, как и местному совету, который было решился на чудное начинание: поставил на площадке на вершине горе с видами на все заповедники вокруг вагончики, в которых в свое время жили основатели этого ишува, и дал возможность местным художникам, фотографам и керамистам обосноваться в этих вагончиках и открыть в них художественные студии. Дело пошло, появились паб и кафе, площадку благоустроили, сделав нечто вроде променада в деревне художников – Кирьят ха-Оманим в Кацрине. Но затем в местном совете спохватились и решили, что хорошо долго не бывает, и с художников начали взимать налоги, после чего вагончики обезлюдели. Осталась керамическая мастерская средней руки (http://www.gorenarts.co.il/), вагончик с деревянными африканскими фигурками, сделанными, как утверждают продавцы не в рабских условиях, а за нормальную плату и на месте кафе – кейтеринг с патриотичным названиям "Сиона" (http://www.siona.co.il/), где кормят студентов сохнутовских проектов "Масы" и "Таглит" и группы велосипедистов. Так что в Кацире – временное затишье, несмотря на вкусные салаты, мозаики и виды. Кстати, один из видов – на заповедник восточнее Кацира, который до сих по некому бюрократическому недосмотру принадлежит Иорданской королевской семье, посему смотрители заповедника получают зарплату из Иордании и по легенде даже носят королевскую форму..… Все это мило, но в Кацире не хватает бурления жизни, которого через край, как в тесной кастрюле, где зреет немалый вулкан, напротив, через шоссе номер 65 – в арабской деревне Кафр-Кара. В населенных пунктах Вади-Ара уже пятый год подряд проводят экскурсии – и в связи с Рамаданом, и устраивая фестиваль по сбору оливок, музыкальные вечера, фестиваль сладостей в октябре и другие празднества, в которых участвует даже амута Артура Рубинштейна. Вся эта информация настолько перемешана в головах самих организаторов, что изложить ее внятным образом не предоставляется возможным. Но, постепенно выясняется, что такие экскурсии все-таки бывают не только на бумаге и что в Кафр-Кара есть, что посмотреть и есть с кем поговорить. Например, с Аманой Кнаана – энергичной и обаятельной женщиной, поднявшей в Кафр-Кара женское восстание, рассказ которой о самой себе – от истории замужества до соглашений в Осло и о том, как женщины в Кафр-Кара научились разбираться в моторах автомобилей – достоен отдельного описания и отдельной встречи, так же, как и достойная описания встреча с Мухаммадом Саидом Каллашом – едва ли не единственного в Израиле мастера искусства маркетри – инкрустаций по дереву в технике арабесок. Дом его расположен где-то в дальних закоулках, топография деревни логике не поддается, но мастерскую Каллаша можно распознать по вычурной деревянной вывеске. Деревянные наборные панно и мебель его изготовления так хороши, что спешите видеть, но пока послушайте.

 Каллаш напоминает вышедшего на пенсию строгого учителя – и выясняется, что так оно и есть. Еще в конце 1960-х годов он закончил государственные технологические курсы в Тель-Авиве и много лет преподавал столярное дело, технологию и искусство – все сразу – в католической школе в Назарете. Тогда же, будучи еще молодым человеком, он заинтересовался искусством интарсии и начал брать уроки у йеким – евреев из Германии, у тех, кто слыл умелыми столярами-художниками. Закончив преподавать, он поехал в Англию в университет в Лидсе, где получил академическую степень по маркетри, причем его педагогами были специалисты из Иордании.

Сейчас Каллаш пытается передать свое мастерство дальше, но сетует на то, что ученик долго не задерживаются: инкрустация по дереву требует массы времени и огромного труда. Сам он делает столешницы, наборные полы и потолки, подбирает узоры из ценных пород дерева, занимается витражами и панно в технике арабесок – арабская вязь деревом по дереву, что уже напоминает китайскую каллиграфию, о связи которой с восточной вязью арабесок Каллаш готов, не сходя с места, прочитать двухчасовую лекцию. Основная тема его "арабской каллиграфии" – изречения из Корана, основная цель – связь текста и эстетики, поиск баланса между философией и высоким ремеслом. У арабской каллиграфии – древние традиции. Для мусульман есть свой смысл и своя символика в растительных декоративных орнаментах и узорах, к которым Каллаш добавляет геометрические средневековые мотивы и сложные формы. Арабская каллиграфия считается одним из проявлений высшей духовности – сочетанием языка, религии, символов, неких формальных значений и возможностью выразить свою духовность и взгляд на эстетику. Мухаммад Саид Каллаш подчеркивает, что пытается отразить в деревянных орнаментах арабесок мораль, красивую и запутанную - под кофе на мягких диванах в гостеприимстве традиционного арабского "дивана" в доме хозяина легко воспринимающуюся и забывающуюся. Его выставки в Израиле проходят регулярно – от Российского Культурного центра до музея Эрец-Исраэль в Тель-Авиве, от галереи Ум-эль-Фахм до Хайфского биеннале искусств. Он устраивает лекции и мастер-классы по всему Израилю – для тех, конечно, кому интересна интарсия, а в прошлом году его выставка прошла в Санкт-Петербурге в Этнографическом музее, а мастер-классы он давал в Эрмитаже, по достоинству оценив мастерство русских ремесленников. Таинственным образом, через непонятные реинкарнации, Каллаш унаследовал мастерство тех, кто украшал Эрмитаж и Зимний дворец, технику наборной работы русского прикладного искусства 18-го века. Хотя российские ремесленники учились у англичан, а интарсия, как и инкрустация, зародилась на Древнем Востоке, в Египте и достигла высочайшего уровня в Древней Греции и Риме где орнаменты делались из клена, самшита, падуба, железного дерева и кизила.

Свою технику работы с фурнитурой и деревянного плетения Каллаш называет "арабески" или "арабской каллиграфией", геометрические витиеватые узоры которых он сплетает из многих сортов дерева, сочетая при помощи резца новые технологии работы с деревом и восточные традиции, подбирая разную по цвету древесину, которую нарезает на тончайшие ленты, предварительно удалив все дефекты. Получившиеся ленты-полоски Каллаш склеивает до листов необходимого размера, из которых вырезает детали для мозаики. Детали, образующие узор, плотно подгоняются друг к другу, склеиваются и вкладываются в столешницу или панно нужной формы. Затем внешняя сторона панно тщательно полируется. Дерево Мухаммад Саид закупает в Египте, привозя из каждой своей поездки резные трости для собственной коллекции: тяжелые посохи из эбенового дерева с вычурными ручками, инкрустированные полудрагоценными камнями, перламутром и слоновой костью, черные с бело-сине-голубыми узорами. Трости-посохи он не продает, а вот деревянные панно и расписное стекло - пожалуйста, приезжайте и выбирайте. Принимает он гостей по предварительной договоренности в своем доме – так что прочувствуете, что такое арабский "диван" и хороший кофе.

Ближайшие вечерне-ночные экскурсии, приуроченные к Рамадану, пройдут в Ум-эль-Фахаме 4 и 21 августа, в Кафр-Кара – 7 августа, в Бартаа - 13 и 27 августа. Дополнительная информация – на сайте амуты "Марвад Ярок" http://www.wadiara.org.il/

Автор: Маша Хинич

Источник: botinok.co.il