"В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки..."
Совсем скоро, в начале сентября, на израильской сцене в Камерном театре появятся гости: герои спектаклей "Кому на Руси жить хорошо?" и "Мертвые души", поставленных режиссером Кириллом Серебренниковым в московском театре "Гоголь-Центр". Школьный репертуар, скомпрометированный хрестоматийной системой формального разбора, оживет в своей остроте. Театр потому и жив, и славен, и актуален, что думает, чувствует вопреки клише. Великая литература ему в этом смысле сродни. И театр - взяв из литературы очень многое, умея читать книгу сквозь волшебную призму - зажигает ее новым светом, открывает ее потайные коды. Гоголь и Некрасов - гении. Мы это знаем с детства. Но вот перечитываем редко, точнее - никогда. А тут - приедет театр, который покажет, расскажет, воодушевит. Не классика держит экзамен в этом случае - его держим мы. Мы одушевляем, мы трактуем. Мы неторопливо и несуетно идем вместе с Серебренниковым по кругам ада, мифа, осмысления. Мы хотим понять. Тут - иной калибр. Иная материя...
Молодой актер Семен Штейнберг занят в обеих постановках. Кто-то из московских критиков со свойственной резвостью отметил его "неславянскую внешность". В "Мертвых душах" Штейнберг играет Чичикова (также в этой роли занят живущий и работающий в Москве американский актер Один Байрон). И вот вечером мы говорим с Семеном Ильичем Штейнбергом.
- Вы родились в городе Энгельсе, рядом с Саратовом. Там вроде театр не есть самое популярное занятие. Как произошло облучение театром, кино, как вы стали актером?
- У нас в семье никого ничто с театром не связывало, не было людей, которые бы были связаны с культурой, искусством. Были врачи, учителя, психологи. Я был активным мальчишкой. Кроме обычной школы, ходил еще в воскресную еврейскую. И там был кружок театральный, который вел режиссер Владимир Мериин. Он сейчас живет в Израиле... Он ко мне подошел и сказал, что есть спектакль, и я могу в нем поучаствовать. А в десятом классе, я почему-то сказал, что поступил в Щукинское театральное училище. Сам не знаю, почему так сказал. Пришлось поступить. Потом работал в театре Армена Джигарханяна.
- ...а потом возник "Гоголь-Центр". Как это произошло?
- Мой приятель поступал к Серебренникову в магистратуру, и позвал его на свой спектакль "Королева красоты" по пьесе Мартина Макдоны.. А потом мне позвонила помощница Серебренникова, пригласила на встречу. Кирилл тогда ставил в МХТ имени Чехова, он назначил время, когда обедал в театральном кафе, я поехал, опоздал из-за пробок... Вот так все и изменилось в жизни.
- Вы играли Марина Мирою в "Безымянной звезде" по пьесе Михаила Себастьяна, играли Ромео и Нерона...Чичиков - это нечто другое, это другой мир...
- А чем он такой уж другой мир? Человек как человек, хочет преодолеть вечные "нельзя", "не положено", бюрократию. Мы знаем его и про него из школьного курса литературы, знаем его по иллюстрациям Александра Агина, - стереотипы тут просто железобетонные...Такой вот мягкий, полноватый, ищет мертвые души, что по ревизским сказкам как-то не оформлены, уже никак не существуют...
- Ну, скажем так, не самый симпатичный персонаж...
- А почему? Что нам в нем не нравится? Для него деньги - это нечто другое, не то¸ что для этих ленивых помещиков. Чичиков нашел лазейку в законе, умно нашел, эта лазейка даст возможность достичь желаемого. Без убийств, без кражи. Он не любит эту русскую вечную расхлябанность, бестолковость, вечную лень и вечную медитацию, не полагается на русский "авось", у него другая система координат. Вот и было интересно копнуть образ, который так твердо, непоколебимо утвердился в сознании. И Кирилл Серебренников просто гениально это сделал.
- Как вам работается с Кириллом Серебренниковым? Трудно? Легко?
- Однозначно я бы не сказал. Справедливо только одно: мне невероятно интересно работать с Кириллом Серебрениковым.
- Он вернулся к работе в каком настроении? Сломленным, полным планов?
- Сломленным - это никак к Кириллу не относится! Он бурлит театром, дышит, живет планами - и мы знаем, что все будет хорошо!
- Москва - целый мир во всех смыслах. Театров -океан. Как на ваш взгляд, что самое живое и интересное происходит в российской столице сегодня? Мы ведь довольно много видим: на сценах Израиля много гастролеров из Москвы. И вовсе не всегда на достаточно высоком уровне.
- Москва - как громадный супермаркет, есть все, на любой вкус. Это Вавилон! Есть хорошие театры, есть похуже. Есть, разумеется, антрепризы, в которых не всегда решаются высокие художественные задачи, люди ставят перед собой цель денег заработать, а зрители идут на медийные лица. Хотят посмотреть на знакомых по сериалам артистов. И в результате и публика, и актеры довольны. У "Гоголь- Центра" есть свой зритель, и он наш театр, наши эксперименты понимает. В России всегда было принято ходить в театре. Такая традиция. Это в крови, в культурном коде. В США такой привычки нет.
- Вы всегда волнуетесь перед спектаклем?
- Всегда!
- Какая книга сейчас лежит на вашем рабочем столе?
- Ницше. "Так говорил Заратустра".
- Для работы - или просто любите базовые философские книги?
- Мне это интересно - и есть одна идея, надо кое-что проверить, посмотреть...
- Вы часто бывали в Израиле...
- Да, в Израиле, в Ашкелоне жили мои бабушка и дедушка.
- Какой образ, какая метафора возникает в вашем сознании, когда говорят "Израиль"?
- Библия. Смутные картины, что-то из подсознания. Это все связано с нутром, с душой, с жизнью вообще. Россия- страна, в которой родился и вырос. Здесь все привычно. Но Израиль тоже отзывается в сердце. У вас там сейчас очень жарко?
- Да. Нормальное израильское лето. Очень...
- А в сентябре, когда мы приедем, тоже будет жарко?
- Будет чуть полегче. Не намного. В общем, будет тепло. Скажите, а что вас вдохновляет? Книги, путешествия, живопись, кино?..
- Все это, разумеется! Я охочусь за впечатлениями! Кино, театр, книги, фотография, великие живописные полотна, музыка - все забрасывается в топку, все может потом самым неожиданным способом прорасти! Все материал.
- В день спектакля вы ни с кем не общаетесь, готовите душу, выстраиваете эмоциональный фон?
- Бывает по-всякому. Иногда именно так. А иногда дела, разные заботы другие состояния наваливаются - и вечером на спектакль приходишь вроде бы из другой жизни. Из моей, обычной. И - не всегда результат зависит от этого самого дня, от того, каким ты пришел.
- У вас есть кумир, авторитет в профессии? Человек, которым вы неизменно восхищаетесь?
- Есть! Это мой партнер, американский актер, работающий в "Гоголь-Центре" Один Байрон. Мы дружим. Он замечательный. Он может служить очень хорошим примером для подражания во многих смыслах.
- Нет у вас в планах сделать моноспектакль? Выйти к залу с исповедью, с поэтической программой?
- Нет, я много занят, у меня много работы, и я пока себя в роли исполнителя моноспектакля не представляю. Есть стихи, которые мне нравятся. Мандельштам. Блок. Иногда читаешь стихи много раз - и ничего не происходит. А потом однажды откроешь страницу - и долго с этим живешь, оно в тебе словно звенит. И то же с прозой. Но всегда не хватает времени. Книг - море, стоят просто грандиозные библиотеки, а ты идешь мимо. И никакой жизни не хватит, чтобы прочесть все, что нужно, что хочешь, что важно., Я очень часто об этом думаю. О том, что жизнь - мгновение, вспышка. Ее на многое не хватит. Очень на многое. И еще ведь у меня семья, прекрасная жена и двое сыновей. Я хочу проводить с ними время.
Читайте также
- Ваши сыновья любят ходить в театр, смотреть спектакли?
- Смотреть - да. А чтобы они решили выбрать театр своей профессией - этого я бы не хотел. И постараюсь, чтобы этого не произошло.
- Есть такие качества, которые вы в себе не любите? Зависть, вспыльчивость, тщеславие...
- Конечно! В каждом человеке это есть. И во мне. Они борются, уживаются, вызывают разные поступки. Когда мешают работе - надо держать их в узде. Не дать захватить душу, не дать поддерживающему их черту победить нас.
- Что бы вы хотели сказать нашим читателям? Что хотите пожелать вашим израильским зрителям?
- Что пожелать? Чтобы любили и берегли свою страну, дорожили ею, любили ближнего своего. Чтобы хранили мир! Чтобы вы все решали мудро, по законам мира, а не войны. Есть границы, есть политики, политика - а ценнее мира ничего нет. Пусть всегда будет свежий взгляд на вещи. Мудрый взгляд. И наша общая родина - эта планета, такая хрупкая, беззащитная, одна - единственная...
- Спасибо за беседу! Удачи вам и счастья и до встречи на сцене нашего "Камерного"!
Инна Шейхатович
Гоголь-Центр. Гастроли в Израиле
«Мертвые души»
Продолжительность: 2 часа 25 минут, без антрактаСпектакль на русском языке с субтитрами на иврите.Возрастное ограничение 16+Автор: Николай ГогольРежиссер: Кирилл СеребренниковХудожник по костюмам: Кирилл СеребренниковХудожник по свету: Игорь КапустинКомпозитор: Александр МаноцковКамерный театр, Тель-Авив, 1 сентября, воскресенье, 20:00. 2 сентября, понедельник, 20:00.
«Кому на Руси жить хорошо»
Продолжительность: 3 часа 40 минут, с антрактом
Спектакль на русском языке с субтитрами на иврите.Возрастное ограничение 16+Спектакль включает в себя элементы интерактивного общения со зрителями.Автор: Николай НекрасовРежиссер, художник: Кирилл СеребренниковКомпозиторы: Илья Демуцкий, Денис ХоровХудожник по свету: Игорь КапустинКамерный театр, Тель-Авив, 4 сентября, среда, 19:00. 5 сентября, четверг, 19:00.
M.ART – некоммерческий, негосударственный проект, продвигающий современную российскую культуру в Нью-Йорке, Лондоне и Тель-Авиве.При поддержке Романа Абрамовича.
Сайт: www.mart.foundation
Страница в сети Facebook: https://www.facebook.com/mart.foundation/
Сайт Гоголь-Центра - www.gogolcenter.com
Страница в сети Facebook: https://www.facebook.com/gogolcenter/.
Заказ билетов:
«Мертвые души» - http://bit.ly/2Y5nSoJ
«Кому на Руси жить хорошо» - http://bit.ly/2ZF3VWg
Для пенсионеров действует 50% скидка на билеты на сайте и кассе Камерного театра: театра: https://www.cameri.co.il/eng/Shows
На правах рекламы