Четыре мастера, два балета, одна сцена. Новый спектакль «Четверо» Израильского балета
Четыре мастера, два балета, одна сцена. Новый спектакль «Четверо» Израильского балета

Минкус и Чайковский, Петипа и Баланчин – эти имена стали синонимами шедевров балетного искусства, эталоном классики. Идея объединить в одном вечере два спектакля, названия которых стали символом безупречного вкуса, выдержанного стиля и даже поклонения перед балетным искусством, вылилась в представления «Четверо». Четверо – это Людвиг Минкус и Петр Чайковский, это Джордж Баланчин и Мариус Петипа, это балеты «Пахита» и «Серенада», ставшие значимыми вехами в истории развития классического балетного искусства и классической музыки, но крайне редко представляемые в Израиле.

 

Премьера «Четверо» пройдет 17 июня в Центре сценических искусств Герцлии, а затем эта новая постановка будет показана уже в следующем сезоне. 

Необходимо отметить, что возможность постановки «Серенады» в Израиле Израильский балет ждал 14 лет и, наконец, получил разрешение от Фонда Баланчина на повторный показ. Редчайший случай, так как политика фонда чрезвычайно строга и только труппа, соответствующая всем критериям, получает право на постановку «Серенады» - балета, отмечающего в этом году почти юбилейную дату: 85 лет со дня премьеры. 

«Пахита»

«Четверо» начинается с «Пахиты» в постановке величайшего мастера классической хореографии Мариуса Петипа на музыку австрийского композитора Людвига Минкуса. «Пахита» считается балетом, полностью демонстрирующим виртуозные технические способности ансамбля, технику пуантов и возможностей классического танца в целом, и харизму его солистов. Балет во славу балета. 

Премьера «Пахиты» прошла 1 апреля 1846 года в Парижской Опере. Та – первая «Пахита» - была поставлена маститым Жозефом Мазилье на музыку Эдуарда Дельвеза и либретто Поля Фуше. Парижскую «Пахиту» вскоре забыли. Но через год - в 1847 году - в Петербурге ее возродил Мариус Петипа. В 1881 году в честь бенефиса в Мариинском театре своей любимой балерины – Екатерины Вазем - Петипа значительно переработал балет и добавил в него финальное Гран-па - апофеоз женского танца, и детскую мазурку на музыку, заказанную как раз у Людвига Минкуса. Это приуроченное к свадьбе главных героев Большое классическое па вкупе с па-де-труа из первого акта и уже упомянутой мазуркой и выжило в 20 веке из всего большого, полнометражного спектакля. Этот свадебный дивертисмент в испанском колорите – Grand Pas Classique - часто называют парадным, зрелищным портретом труппы, которая должна быть на высочайшем уровне, чтобы его исполнять. 

«Пахита» была первой постановкой Мариуса Петипа в России и почти полвека не сходила со сцены. «Пахита» - это балет-сказка, балет-праздник и его постановка «Израильским балетом» - своего рода приношение от нового балетного поколения великому Мариусу Петипа.
Сам же замысел, либретто Пахиты – это пример типичной балетной мелодрамы: Пахита - сокращение от имени Франциска - так зовут героиню балета, цыганку-сироту. От литературного источника («Цыганочка» Сервантеса) в либретто остался только мотив украденного цыганами младенца из знатного рода. Все остальное, исчезнув из 16 века, воскресло в 19-м и свелось к любовным приключениям на фоне войны французов с испанцами в наполеоновские времена. По либретто, Пахита - французская аристократка, украденная цыганами и живущая с табором в Испании. Она влюбляется в наполеоновского офицера по имени Люсьен, спасает его от преследований главы цыганской шайки и благодаря открывшемуся в результате интриг и причудливых поворотов судьбы знатному происхождению выходит за него замуж. 

«Наступило, наконец, первое представление «Пахиты», и о, радость, я имел счастье и честь выступить в присутствии его величества императора Николая I, приехавшего на мой дебют. Через неделю мне был вручен пожалованный мне его величеством перстень с рубинами и восемнадцатью брильянтами. Нечего говорить о том, как обрадовал меня этот первый царский подарок, который и доселе хранится у меня как отраднейшее воспоминание начала моей карьеры» - так вспоминал Мариус Петипа.
«Пахита » - балет, который на протяжении 170 лет терялся в истории, сходил со сцены, но всегда вновь и вновь возрождался, а жизнеутверждающий свадебный дивертисмент, тот самый Гран-па стал одним из образцов балетной классики, образцом академического имперского стиля русского классического балета. Кстати, после 1917 года «Пахиту» в России запретили, посчитав этот балет пережитком царизма. Но Гран-па зажило собственной сценической жизнью (полная хореография балета не сохранилась, а существующие записи дореволюционного спектакля неточны). В прошлом году отмечалось 200-летие со дня рождения Петипа, и «Пахита» Израильского балета - еще один подарок зрителям в честь прошедшего юбилея великого мастера хореографии.

«Серенада»

В этом году отмечается 115-летие со дня рождения Джорджа Баланчина – хореографа, в немалой мере определившего направление развития балета 20 века.

«Серенада» на музыку серенады для струнного оркестра Чайковского - первый балет, поставленный Баланчиным в Америке в 1934 году и ставший вехой в истории танца, признанным шедевром неоклассики, ознаменовавшим начало новой эры. Вскоре после прибытия в 1933 году в США Баланчин вместе с Линкольном Керстайном и Эдуардом Уорбургом открыл в Нью-Йорке «Школу американского балета». В программу обучения был включен класс актерского мастерства, чтобы показать ученикам насколько выступления на сцене отличаются от уроков. Основные сюжетные ходы постановки - опоздание балерины, падение и тому подобное - Баланчин заимствовал у учениц во время уроков и репетиций постановки. Хореография построена на летучих пробежках кордебалета по сцене, а в разных эпизодах занято разное количество танцовщиков. Баланчин не признавал романтическую трактовку своего балета и отрицал наличие в нем скрытого сюжета. Сценическая премьера, считающаяся официальной датой рождения балета, состоялась 1 марта 1935 года в Нью-Йорке, на сцене театра «Адельфи».



Вот что писал сам Баланчин о «Серенаде» в книге «Сто один рассказ о большом балете»: «Вскоре после моего прибытия в Америку мы с Линкольном Керстайном и Эдуардом Уорбургом открыли в Нью-Йорке Школу американского балета. Я включил в программу вечерний класс сценического мастерства, чтобы показать ученикам, как выступление на сцене отличается от работы в классе. «Серенада» стала результатом уроков, которые я давал. … Многие считают, будто этот балет имеет тайный сюжет. Это не так. В нем танцовщики просто движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета - музыка серенады, если угодно - это танец при луне.

Несмотря на то, что пьеса Чайковского не была предназначена для балета, танцевальный характер ее четырех частей предполагает наличие различных эмоций и ситуаций, поэтому и создается впечатление, будто балет имеет свою сюжетную основу: внешне «чистый» танец образует своего рода повествование. И каждый зритель вправе увидеть и различить в нем свою музыку и свой танец».

«Серенада» исполняется 28 танцовщикам – в голубых туниках и трико на синем фоне, невероятно живописная композиция и красивая сценография. Баланчин создал несколько редакций «Серенады», постоянно что-то меняя и добавляя. Та версия, что будет представлена Израильским балетом, состоит их 4 частей: сонатина, вальс, русская тема и элегия. 

******
Израильский балет. «Четверо».

17 июня, понедельник, Центр сценических искусств Герцлии. Начало – в 20:30

Заказ билетов - https://bestbravo.co.il/announce/63391

Сайт Израильского балета http://www.iballet.co.il/ 

Текст подготовила Маша Хинич.

Фотографии (©Photos by Susan & Hank Londoner) предоставлены пресс-службой «Израильского балета».

Пиар-агентство: SofiaNimelsteinPR & Consulting

counter