Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+15+10
Иерусалим
+11+6

Карман

А
А

Ученые: объятия важны для развития детей

Каждое прикосновение — это не только удовольствие, но и большая неосознаваемая работа всего нашего тела и мозга, информационная нагрузка на наши рецепторы и чувства.

06.03.2019
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Прикосновения являются одним из основных средств общения между родителями и детьми. Каждое прикосновение — это не только удовольствие, но и большая неосознаваемая работа всего нашего тела и мозга, информационная нагрузка на наши рецепторы и чувства. Почему прикосновения так важны для детей любого возраста, рассказывает экспертобразовательного и познавательного телеканала «О!» психолог Анна Скавитина.Ребёнок нуждается в том, чтобы его держали и трогали с самого первого дня жизни, потому что для младенца это практически основной способ познания мира. Дети прикасаются к родителям и родители прикасаются к малышам от 33 до 61% от общего времени, в течение которого они находятся рядом (Стака и Миура, 1990 г.).

Мамы малышей часто жалуются на то, что дети требуют всё время находиться у них на руках, и на это есть серьёзная причина: ребёнок очень умный и знает, где ему лучше всего. Родителям не всегда просто это выдерживать, но если вы понимаете, что на руках ребёнок развивается активнее, то перенести такое психологически легче. Исследователи предполагают, что нежные прикосновения родителей ведут серьёзную работу — от стимулирования здорового развития новорожденного до формирования мозга ребенка в дальнейшем.

Учёные из Германии и Сингапура попытались понять, как влияют нежные ласки на человеческий мозг и можно ли это измерить. Экспериментаторы собрали около 40 детей в возрасте 5 лет и их мам и попросили пары поиграть с игрушками в течение 10 минут, а сами наблюдали и подсчитывали, сколько раз матери касались своих детей и наоборот. Позже они просканировали мозг каждого ребёнка, находящегося в состоянии покоя, чтобы увидеть характер его активности. Учёные сосредоточились на «социальном мозге»: сумме нейронных сетей, которая заставляет нас иметь дело с человеком иначе, чем с предметами. В конечном итоге получилось, что активность мозга в этих сетях была сильнее у детей, к которым матери прикасались чаще.

Прикосновения к ребёнку дают ему представление о собственном теле, помогают сформировать так называемый образ тела. Если родители, поглаживая ребёнка, пропускают, например, область гениталий, или выделяют её каким-то другим способом, это даёт малышу искажённое представление о его теле, как будто какой-то части у него нет или она обладает какими-то непонятными характеристиками.

До года малышам нужны контакты кожа к коже, поглаживания, поцелуи, ношение на руках, и это обычно приятно обеим сторонам. Если мама чувствует «овертачинг» (тактильную перегрузку), это нормально. В такой момент важно найти свой способ восстановления: погулять по парку, пообщаться с подружками, почитать книгу или сходить в кино, передав на 1-3 часа заботу о ребёнке другим. Примерно после года добавляются прикосновения в активных играх, качании, подбрасывании и других двигательных стимуляциях, а прямой контакт с малышом может стать чуть меньше.

Часто родители замечают, что ребёнок в возрасте около трёх лет начинает отказываться от близкого контакта, может отодвинуться, просит не обнимать его или не целовать в какой-то момент времени. Порой это вызывает у родителей недоумение, а некоторые даже начинают стыдить малышей, требовать подойти, поцеловать и обнять. Однако для формирования собственного «образа тела» важны не только прикосновения, но и понимание границ: здесь я, а здесь уже другой человек. Таким образом формируется и представление о границах между собой и людьми, понимание своих желаний и нежеланий. Разрешая ребёнку говорить «нет», вы позволяете ему учиться противостоять навязыванию чужих требований, говорить «нет» возможному насилию в жизни и понимать, что это — насилие.

Предлагайте объятия и прикосновения своим детям, но не настаивайте на них. А когда ребёнок прибегает за обнимашками к вам, будьте с ним, столько ему надо: у малыша в это время подзаряжается внутренняя батарейка, а вы — его аккумулятор. У ребенка пока мало наработанных способов восстановления, главный из которых — прижаться к маме или папе и почувствовать себя в полной безопасности.

Дети, в семьях которых было много нежных прикосновений к ребенку: объятий, поглаживаний, держания за руку, щекотки, поцелуев, оказывались менее склонны к депрессии в будущем, имели более устойчивую самооценку и удовлетворяющие их отношения с романтическими партнёрами в юности и старшем возрасте. Позитивные прикосновения между родителями и детьми оказывают долгосрочное влияние на физическое и психологическое развитие детей, на их здоровье и на то, какие отношения в дальнейшем будут между родителями и детьми. В общем, обнимайтесь тогда, когда всем хочется, и не бойтесь, что избалуете!

Автор статьи Анна Скавитина - психолог, аналитик, супервизор РОАП и Института Юнга (г. Цюрих), эксперт журнала Psychologies и российского образовательного телеканала «О!». Этот канал (номер 135 на пульте ХОТ) предназначен для дошкольников и учеников младших классов. Особенность проекта состоит в сочетании традиционного подхода и современных исследований. Развивающие передачи канала посвящены чтению, природе, искусству, математике и другим наукам, игровая подача материала значительно упрощает обучение. Зрители ХОТ могут смотреть телеканал «О!» в рамках эксклюзивного пакета «100% RU Платинум».