Читайте также
...На экране уставшая грустная женщина рассказывает эпизод из жизни. Грустно и покорно она говорит о том, что произошло. Не кокетничает перед камерой. Не ораторствует. Не плачет. Делится пережитым. «Я выглянула в окно, чтобы посмотреть, как играют мои дети, и увидела, как арабский мальчик приставил сыну нож к горлу...». Это не израильская мама, это мама из Бельгии, и я смотрю документальный фильм «Похищение Европы». Фильм-коллаж, фильм - горькое размышление. Динамичное высказывание о ситуации с мигрантами. С потоком «неевропейцев» в старой доброй Европе... Женщина-бельгийка в фильме сказала, что собрала вещи и переехала в другой район. Где пока нет мигрантов. Где спокойно можно детям коренных жителей гулять во дворе. Пока...
...У моря ветрено, солнце апреля, неверное, переменчивое, светит вполсилы. Иосиф Гольдман, новый израильтянин, сценарист¸ продюсер, режиссер, стоит на солнце, кутается в голубой, как небо, свитер. «Похищение Европы» - его фильм. И еще в его послужном списке, в биографии идей- фантазий более 2500 киноработ - игровые, рекламные, имиджевые, документально- фантастические, беллетристически- провидческие... Он ворчит: заморозили... продуло. Он выглядит деловитым и романтичным. Все темы, разговоры сводятся к кино. И к Израилю. Две эти темы перекликаются, соединяются в одну. Очень заметно, что Иосиф, Джос, как его называют здесь, любит нашу страну, думает о ней.
«Беда в том, что мы на всех уровнях проигрываем информационную войну», - говорит он. А мы, израильтяне, вроде этого не понимаем. У Гольдмана море соображений по этому вопросу. «Вот, скажем...». И его уже не остановить. Человек, все время своей жизни занятый - кинодокументалистикой, бизнесом, поиском путей реализации идей - он приехал недавно. Нет еще двух лет. Уже обзавелся своим кругом дружественных людей, легко управляется с именами наших политиков, VIP-персон, прошел коридорами наших больниц («я после операции похудел на двенадцать килограммов... и с глазами проблема, зрение медленно восстанавливается... еврейское счастье...»). Думать, выдумывать и фантазировать любит больше всего.
«Как ваша жизнь оказалась прочно связанной с кино?» - «По глупости...». Но огонек удовольствия, гордости в глазах не спрятать. Он вообще человек с огоньком. Деятельный. Отдыхать и сидеть на лавочке под пляжным тентом не по нему. Да возраст - 80 лет - не повод, чтобы почивать на лаврах и лентяйничать. Мы идем по улочке вблизи моря. Навстречу - вальяжные собаки, загорелые пляжницы, расслабленные и очарованные видом своих малышей в колясках мамы. Счастье жить в Тель-Авиве именно здесь, у моря, у этой вечно текучей людьми набережной, ощущается особенно остро. Иосиф рассказывает:
- ... есть сайт «Ближний Восток», мне было приятно услышать, что там мой фильм посмотрели более 20000 человек...
...Фильм «Сегодня - это вчера». Он длится всего одиннадцать минут. Никаких рассуждений, ни капли демагогии. Поток людей, читающих имена расстрелянных при Сталине. И поток людей, несущих корзины цветов Сталину.
«...Портниха... Расстреляна... Научный сотрудник...Расстрелян...Кустарь- одиночка по производству сладких леденцов... Расстрелян...». И тут же юноша с лицом непризнанного лидера: «Он был великий человек... Символ возрождения...Остановил «пятую колонну»...
«У этой могилы мы говорим: Да здравствует всемирный Советский Союз... на всей планете...»...Поток тех, кто читает списки безвинно убиенных. Поток тех, кто истово крестится на иконописного Сталина, самозабвенно целует его портрет, бюст... Никаких комментариев.
... В семье врачей Иосиф Гольдман он был поздним ребенком. Мама, когда он родился, сказала: «из- за тебя мои дети останутся сиротами...». Боялась, что новый сын унесет ее жизнь... Он же повел себя дружелюбно, ничего ни у кого не отнял. Учился. Закончил Плехановский экономический университет. Работал в институте органической химии. Потом опять учился. На редакторском факультете университета печати. Работал. От отца передалась идея- надежда уехать на Святую землю. Иосиф Гольдман всегда хотел жить здесь, именно об этом драматичном и горячем отрезке мира думал и мечтал. В биографии этого доброжелательного, но волевого и принципиального человека есть победы, взрывы, уходы. И - много моментов, которые у слушателя-собеседника вызывают «эффект узнавания»: принимал участие в создании передач «Кабачок 13 стульев», «Клуб кинопутешествий», «Утренняя почта», писал сценарии для «Фитиля». Гольдман - один из самых опытных, именитых, уважаемых мастеров имиджевого, рекламного кинопотока на территории бывшего Союза.
Фильмы-манифестации, фильмы - предостережения это, можно сказать, любимый вид гольдмановского творчества. Среди них - «Похищение Европы» (первый приз на международных фестивалях «Независимое кино 2006 года») и «Сладкая смерть» (первый приз на международных фестивалях «Независимое кино 2008 года» в Нью-Йорке и Лос-Анжелесе). «Лех леха» («Иди к себе») - элегантная, злая, гордая утопия о том, что было бы, если бы евреи, Израиль исчезли.
Картина коротко и бесстрастно рисует гипотетическую ситуацию, в которой нас, евреев, вообще больше на планете нет. То ли ушли на новый тайный континент, то ли улетели в космос. Начинаются различного рода катаклизмы. Смещается даже то призрачное равновесие, которое с таким трудом еще удерживалось. И что вы думаете? Жители земли опять обвиняют евреев во всех страданиях. В грабежах, пожарах, голоде и беспросветной мгле...
Его жена, знаменитая Долорес Кондрашова, звезда и авторитет для многих и многих женщин. Журнал «Долорес», наверное, хоть раз да побывал в руках всех без исключения модниц и примкнувших к ним. Слухи о том, что Долорес теперь израильтянка, дошли до разных земель и стран. Подруги из Мюнхена и Торонто с завистью спрашивают: и ты ее видела?!
- Господин Гольдман, как вы познакомились с супругой?
- Как познакомились? Очень просто. Я приехал с группой на съемки в Ялту. И она там была со своими девочками, семинар, показ какой-то, мода, прически... Я ей помог с бизнесом - потому что она полностью вся в своих творческих фантазиях, совершенно не умеет строить бизнес...
Мой собеседник - вице-президент союза парикмахеров и косметологов России.
- Вы много лет отдали работе в рекламе. Что этот опыт дал вам для собственных киновысказываний?
- Думаю, что да, что это было полезно. Реклама учит плотному материалу.
- Вы, господин Гольдман, сегодня часто употребляли слово «шудры»... В Индии шудры - низшее сословие, То есть - отталкиваясь от аюрведы - те, кто не учится, властный тон воспринимает покорно, не желает ничего менять, как есть, так и хорошо... Барин - всегда прав...
- Шудры - это такое общее понятие, метафора...
- ... предостережение...
- Да! С шудрами не подняться, не победить, не найти выход из ситуации...
- Два ваших брата жили в Израиле много лет, работали, один был преподавателем в Технионе, другой серьезным инженером. Почему вы так долго собирались?
- Все просто: опасался понижения социального статуса. Профессию боялся потерять. Считал, что я могу много пользы принести вне Израиля...
- Чем вы заняты сейчас?
- Я - сюжетчик, хорошо придумываю сюжеты. Есть замыслы. Посмотрим...
Фильм «Двойной счет» - гипотетический разговор в европейском кафе про то, почему евреи всегда платят вдвое дороже. В десять раз дороже. И этот «еврейский прейскурант» действует на всем протяжении нашей истории...
- Вы сказали, что у вас есть идеи по поводу методов информационной войны.
- Да, мне кажется, я знаю, что тут надо делать. Думаю, будет об этом фильм.
- Вам нравится жить в Израиле?
- Это самое удобное место для того, чтобы выстроить свои отношения с Богом.
Инна Шейхатович