Читайте также
Выставка «Белоснежный платок» в музее Эрец-Исраэль (МУЗА) проходит до 25 февраля 2017 года. Кураторы – Юваль Саар и Кинерет Розенблюм.
В середине сентября 2016 года в Тель-Авиве проходила международная неделя иллюстрации, в течение которой были показаны десятки выставок, часть из которых все еще открыты, и одна из них – самая, пожалуй, необычная и неожиданная, организована как раз в музее Эрец-Исраэль (МУЗА) и будет действовать до конца февраля следующего года. Выставка, посвященная рисункам на салфетках. Была и такая страница в становлении израильского искусства – страница, ставшая частью общей истории страны и частью истории развития текстильной промышленности, и, конечно, того, что принято называть пропагандой, агиткой - терминами, вызывающими не самые приятные коннотации, хотя агитке агитке рознь, что отлично чувствуется на выставке «Белоснежный платок», на которой собраны десятки скатертей, салфеток, платков, фартуков, календарей на ткани, чехлов для кухни – домашний текстиль, разрисованный в лучших традициях иллюстративного искусства того или иного периода становления страны. Салфеток и скатертей настолько необычных, что в свое время они стали предметом коллекционирования, затем – уделом архивариусов, а сегодня – частью музейной экспозиции. Рисунок, как образ еврейского ишува – это понятно, но рисунок на носовом платке или столовой салфетке? Было и такое, причем темой рисунков явилась не только «домашняя» бытовая сторона жизни, но и идейная борьба. Немного странно вытирать промокать потный лоб носителем идейного посыла, но если носитель соткан из льна?? Так или не так, выставка получилась прелюбопытнейшая, и рядом с «историческим» дидактическим текстилем (впрочем, «Красная шапочка» и «Матушка гусыня» также встречаются на салфетках) кураторы разместили современные рисованные комментарии и преобразования, интерпретации темы в иллюстрациях наших дней, сравнивая специально для этой выставки искусство иллюстрации на ткани прошлое и нынешнее.
Кстати, некоторые мероприятия недавней тель-авивской недели иллюстрации были посвящены социальным проблемам и способам их решения при помощи иллюстраций – как общего плана, так и хорошо известных детских и взрослых историй. Так что агитка агиткой, но мало что изменилось в подходе, кроме химического состава красок. К примеру, детям как давали с собой завтраки в школу, так и продолжают давать. Но раньше сэндвичи и яблоки на переменах раскладывали на особых полотняных салфетках, которые назывались «Ба-теавон» - то есть «Приятного аппетита»», и нарисованы на тех салфетках были не Стив Джобс и Марк Цукерберг, а семья за субботним столом, дети на прогулке или на велосипедах, играющие в саду или летающие на «тарзанке». Печатались эти сценки из счастливой жизни в 4 цвета – так, как позволяла принятая тогда техника трафаретной печати. Помните, как Дон Румата из книги «Трудно быть богом» Стругацких ввел носовые платки в моду при арканарском дворе, пытаясь приучить арканарцев к прогрессу? В 1930-е годы в Эрец-Исраэль те, кому было до этого дело, также заботились об этикете и не забывали класть салфетки на стол и давать их детям в школу. Представляете – учителя в те времена завтракали вместе с учениками! Салфетки «Приятного аппетита» были не только частью этикета, но и попыткой научить вежливости и привить здоровые привычки питания. Другие были времена – это уже понятно, так что можно поностальгировать по той эпохе, когда у всех в кармане лежал накрахмаленный и выглаженный носовой платок. Так и хочется добавить еще и «аккуратно сложенный», но будем верны фактам – это ведь проверить уже невозможно. Было это за десятки лет до того как китайское и индийское производства погребли под собой израильскую текстильную промышленность, о чем также рассказывается на выставке. Салфетки, скатерти, носовые платки – все это производилось в Израиле и выткана была на полотне общая тогдашняя мечта о красивой жизни: мама готовит обед, папа отправился с детьми кататься на велосипедах, а сильная армия побеждает всех врагов.
Подготовка выставки «Белоснежная скатерть» стала возможной благодаря сотрудничеству музея с отделом искусства Тель-Авивского муниципалитета, предоставившего документы о небольшой семейно фабрике «Хед-Ар» и ее владелицы с конца 1930-х годов Стеньи Вроцлавски – яркой, заметной личности тех времен. Стенья репатриировалась в Эрец-Исраэль из Польши, искала возможности открыть свое дело. Первые салфетки она выкроила из ткани, предназначенной для шитья скатертей для ее дома и разрисовала их абстрактными узорами, использовав трафареты для детских рисунков. Ее муж Моше отвечал за технологический процесс и логистику тех времен, дети (Илан и Варда) наносили рисунки и упаковывали готовые изделия – по 12 носовых платков в прозрачных пакеты. Со временем фабрика стала действительно фабрикой, а не домашним кустарным производством и действовала в Тель-Авиве и в Рамат-Гане. Процесс производства изменился, рисунки наносились на ткань автоматически, иллюстрации заказывались у профессиональных художников, иногда сами члены семьи Вроцлавски придумывали темы для рисунков, в том числе и зять Стеньи – график и дизайнер Джек Ягед. Смоделированные им текстильные изделия в течение многих лет продавались по всему Израилю в магазинах «Хед-Ар» и до сих пор хранятся в сотнях семьях, передаваясь от поколения к поколению. Фабрика «Хед-Ар» закрылась в 2007 году, а Стенья Вроцлавски скончалась в 2013-м году в возрасте 97 лет, оставив подробнейший каталог тканей и рисунков, созданных за 65 лет существования фабрики.
Стенья Вроцлавски родилась в Варшаве в 1916 году и эмигрировала в Эрец-Исраэль вместе со своей семьей в 1934 году. Ее муж - Моше Вроцлавски - родился в Лодзи в 1908 году, служил в польской армии и был активистом движения «ха-Шомер ха-Цаир». Поженились они уже в Эрец-Исраэль в 1936 году. Моше был актером-любителем, но семья его занималась печатью по текстилю и он работал на фабрике «Аргаман» - фабрике по отделке и окраске тканей в Рамат-Гане. В какой-то момент на фабрике выбросили гравировальные камни с рисунками для печати. И эти выброшенные камни стали началом «Хед-Ар» - семейного предприятия, действовавшего поначалу в гостиной съемной квартиры на улицы Сиркин в Гиватаиме. Фабрика «Хед-Ар» развивалась вместе с развитием технологией печати по тканям – в 1960-м году переехала в здание недалеко от «Бейт-Романо» в Южном Тель-Авиве. К Стеньи и Моше присоединились в руководстве фабрикой их дети – Веред и Илан. На фабрике производились столовые салфетки, носовые платки, кухонные фартуки ( с рисунком кактусов!), календари на ткани (был особый календарь в честь победы в Шестидневной войне в виде карты Израиля), косынки, панамы, вышитые салфетки для мацы и субботней халы. Стенья придумала, как шить чехлы для плиты и холодильников, выдумывала рисунки узорчатых тканей и наивной «печати».
На «Хед-Ар» производились сотни изделий, на выставке представлены всего 50, размещенные в тематическом порядке: «Дни недели» («Детство»), «Завтрак», «Праздники Израиля», «Строительство страны». Как уже было сказано, кураторы выставки попросили 5 современных израильских художников сделать новые иллюстрации на тему салфеток «Приятного аппетита». Среди этих художников – Давид Полонски, Орит Бергман, Изхар Коэн, Габриэла Барух и Эйтан Элоа.
Экспозиция также рассказывает и о технологиях 1930-х годов, об истории развития текстильной промышленности в Эрец-Исраэль. Смотрите и сравнивайте, как салфетки прошлого вычерчивали параллельными линиями тканную историю развития израильского дизайна от первых лет становления ишува и до 2000-х годов. И как, с другой стороны, развитие страны влияло на манеру графического дизайна и иллюстраций, и во что вылились салфеточные мечты о героях, воинах, победителях и счастливых семьях. В пору расцвета на фабрике работали 20 человек, но та пора уходит уже в небытие и памятна благодаря мемуарам, книгам и выставкам. И семье: эта выставка стала возможной благодаря семейному интернет-проекту, затеянному писательницей Кинерет Розеблюм – женой Мошико, внука Стеньи Вроцлавски – сына ее сына Илана. Кинерет Розенблюм, разбирая ящики с образцами «Хед-Ар», убедила в необходимости такой выставки дизайнера, куратора и журналиста Юваля Саара, руководящего отделом документации и исследований истории дизайна института «Шенкар». И вот результат – «Белоснежный платок». Выставка «Белоснежный платок».
С 20 сентября 2016 по 25 феврадя 2017 (кураторы – Кинерет Розенблюми Юваль Саар)Часы работы МУЗА - Музея «Эрец-Исраэль»: воскресенье, понедельник, вторник, среда - с 10.00 до 16.00; четверг - с 10.00 до 20.00; пятница – с 10.00 до 14.00, суббота – с 10-00 до 16-00. Телефон для справок - 03-6415244.
Вход детям до 18 лет – бесплатный. Дети до 13 лет – в сопровождении взрослых. Для жителей Тель-Авива – скидка.
Адрес музея: Тель-Авив, Рамат-Авив, ул. Хаим Леванон, 2.
Сайт Музея Эрец-Исраэль - www.eretzmuseum.org.il
Маша Хинич