Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Карман

А
А

Юный-взрослый-фестивальный!

В шестнадцатый раз тель-авивская «Синематека» сказала свое душевное, фестивальное слово. Снова состоялся Анимикс. Художники-карикатуристы, создатели комиксов вновь радостно захватили это красивое, уютное, славное здание.

10.08.2016
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

В шестнадцатый раз тель-авивская «Синематека» сказала свое душевное, фестивальное слово. Снова состоялся Анимикс. Аниматоры (anima - это и значит душа!), художники-карикатуристы, создатели комиксов вновь радостно захватили это красивое, уютное, славное здание, на целую неделю развесили свои плакаты и афиши, разложили фестивальные буклеты, выставили войска авторов (и море поклонников комиксов стеклось сюда - купить, поглазеть, пообщаться). Вдоль развешанных в вестибюлях и на улице возле Дома кино подборок карикатур толпится народ. В эти дни кофе пьется с красочной тетрадкой в руках: там все написано, про все фестивальные аттракции рассказано, все акценты расставлены. Гости из-за рубежа уважительно плывут среди гомона, смеха, переспрашивают «самолет Майка Райса еще не приземлился?», «А что такое «Асиф». Райс, продюсер и сценарист легендарного сериала «Семейка Симпсонов», застрял где-то на дальних подступах к Израилю, и его ждали, ждали.

Дождались, и о многом расспросили. Шестнадцать лет подряд каждый август пылает фестивальный костер. В залах шумно, - с каждым годом публики все больше. Художник Нисим Хизкиягу, основатель и художественный руководитель фестиваля, пролетает над залами, как Бэтмен. Дуду Шалита, уважаемый израильский аниматор, руководит потоком фестивальных мультфильмов, пропагандирует зпбавное и многообразное искусство анимации. Малыши и взрослые любят его юмористические комментарии к программам. Идут «на Шалиту». Узнать, улыбнуться.

«Урожай-2016» ( на иврите - «Асиф») - это вся пестрая масса молодой израильской анимации. Среди тем и героев - Бааль Шем-Тов, Донна Грация, ученые, вампиры, Ричард Львиное Сердце... Много техник. Бешеный темп. Анимации много, все чуть поспешно, шумно. Если вы спросите, хороша ли она, можно ли нам в скором будущем надеяться на мировые конкурсные победы или начинать отдельно следить за именами и группами творцов, я скажу: чтобы да так нет... Есть раскованная, яркая, умненькая, немного инфантильная поросль, есть залихватские идеи и много ощущения свободы и презрения к традициям. Мало опыта, мало общей культуры. Нет своего стиля. Нет больших устремлений. А вообще - все мило. Только вот «мило» - это не очень судьбоносное определение. Какое-то банальное.

Фильм «оскароносного» бельгийского режиссера Михаэля Дудока де Вита (его картины «Монах и рыба», «Отец и дочь», а также дивный ролик в защиту окружающей среды «Мусорное ведро», стали классикой, о них говорят, на них учатся) «Красная черепаха» рассказывает притчу в стиле японской манги. Техника анимации разнообразна, рассказ трогает душу. Японский художник, знаменитый Исао Такагама, принимавший участие в создании фильма, будто вдохнул в историю тайну и созерцательность. Поэзию и светлую грусть. В мире скоростей и безудержных амбиций эта нежная, человечная и начисто лишенная «экшна» работа выглядит драгоценной жемчужиной.

Ури Финк и Шай Чарка - два знаменитых израильских карикатуриста. Вот уже несколько фестивалей подряд их импровизации-дуэли притягивают множество зрителей. Самое актуальное и острое в мире и Израиле, известные персонажи политики и общественной жизни, раздумья о прошлом и будущем - все это нашло отражение в моментальных карикатурных репликах двух воинов карандаша.

Ури Финк любит детали, подробности, ее рисунки всегда перегружены, их надо долго рассматривать. Чарка придерживается лаконизма, его работы всегда сводятся к жесту, считанным штрихам. Ури Финк представитель левой интеллигенции, Шай Чарка придерживается правых взглядов. Но оба всегда ведут себя адекватно и уважительно по отношению к коллеге. Оба - люди с юмором, любящие свою страну. Ведущий, остроумный и увлеченный сотрудник музея карикатуры и комикса в Холоне Асаф Гамзу, давал дуэлянтам эффектные задания, легко и интересно комментировал результаты их труда. «Как стать хорошим художником, работающим в жанре комикса?» - был вопрос. Чарка ответил: «Я не знаю, как стать хорошим художником, автором комиксов, надо просто хотеть, очень хотеть сделать комикс. Правильная постановка вопроса такая: я хочу сделать комикс... Это точнее, логичнее». Финк сказал так: «В любой момент ищите историю, все время думайте - только так становятся авторами хороших комиксов».

Оба художника изображали Биби Нетаниягу и Орена Хазена, рассуждали о мире и других невозможных вещах. Министра культуры Мири Регев они тоже нарисовали: Чарка вместо лица пририсовал министероше флаш Израиля, а Финк поставил ее на алый ковер, в который был завернут бывший директор «Синематеки» Алон Гарбуз, с которым у Мири были серьезные идейные разногласия.

Айя Корем, композитор и певица, в 2005 году подписала контракт с фирмой звукозаписи. Она была счастлива: еще бы, никому неизвестная девочка стала подопечной серьезной компании, все складывалось вполне хорошо. Пока не выяснилось, что условия сотрудничества совершенно драконовские, и нет в них ни чести, ни совести.

И что фирма зарабатывает на песнях очень много денег, автору перепадают жалкие гроши. Айя решила расстаться с боссами. Да не тут-то было: договор она подписала на восемнадцать лет... Путь к свободе был долгим. Айя Корем обращалась к Президенту, к депутатам кнессета, дошла до Высшего Суда Справедливости. Она победила, контракт был расторгнут. Договор, который был подписан на срок до 2023 года, стал ее страшным кошмаром, символом рабства. И теперь Айя Корем выпускает альбом с таким названием: «2023». Это и сборник песен - и графический роман. В центре романа-комикса юноша Алекс, который продает свои мысли, чтобы заработать на жизнь. Соратником Айи в этой работе стал художник Гад Таш. В своей фестивальной встрече Айя Корем рассказала о своих злоключениях, о новом альбоме. Спела несколько песен.

«Рабами были мы в Египте, рабами были, может, и это Египет, и я там остаюсь...». Полезная была встреча, она помогла о многом задуматься...

Классика, лауреаты и номинанты на «Оскара», скандальный и претенциозный фильм американца Билла Плимптона «Глупость Гитлера» (Гитлер здесь показан, как фанат анимации, и все его деяния поданы в свете приверженности производству мультиков... Фильм Чарли Кауфмана и Дука Джонсона «Аномалиса» очень всерьез и с болью рассказывает о том, как люди теряют способность контактировать друг с другом. А еще фильмы о беженцах, мультики до взрослых, практикумы по истории комикса и карикатуры, встреча с французским художником Никола Гривелем и американцем Клаусом Джонсоном, создавшим Бэтмена и Супермена в романах -комиксах. А еще гениальная картина Тиля Новака «Диссонанс», рассказывающая о зачарованном, немного безумном пианисте, улетающем в мечтах и снах в иную реальность... О фестивале Анимикс можно бы рассказывать долго, с примерами и восторгами. Но - места для этого нет. Что уже само по себе печально. Кто побывал - знает. Кто планирует пойти в будущем - выиграет много чудесных минут, знания, приобретет новые впечатления. Ждите новых фестивалей. Доверяйте им. В нашей стране всегда есть место удивлению и чуду, жаль, что мы так недоверчивы, ленивы, заняты иным...

Инна Шейхатович