Zahav.КарманZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Карман

А
А

Удивительная философия еврейского богатства

Богатство - дело наживное. Каждый, кто еврейском государстве хотя бы месяц ходил на работу, знает, что заработная плата могла бы быть и побольше, а начальство - пощедрее.

12.04.2016
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

«Я знаю, откуда идет легенда о богатстве евреев - они за все расплачиваются». (Станислав Ежи Лец)

«Рабинович нашел на улице деньги. Пересчитал - не хватает!» (Еврейский анекдот)

Богатство - дело наживное. Каждый, кто еврейском государстве хотя бы месяц ходил на работу, знает, что заработная плата могла бы быть и побольше, а начальство - пощедрее. Но приходится безропотно принимать все как оно есть, потому что у нас нет другого, запасного Израиля. Репатриировавшийся в 2009 году кандидат экономических наук из России Илья Смагаринский в предпенсионном возрасте перестроил свою духовную жизнь, «вернувшись к ответу», как говорят на иврите, то бишь обратившись к иудаизму; и уже с таких позиций он попытался рассмотреть техники обращения евреев с деньгами. В авторском предисловии Смагаринский пишет об этой книге так: «Работа - по сути компилятивный обзор записанных Торой знаний о правилах и поведенческих нормах “еврея экономического” и как с помощью денег в том числе сделать мир гармоничным». Издательство «Гешарим», разделяющее стремление к этой благой цели, в 2015 году выпустило в свет новую 220-страничную книгу под названием «”Секреты” еврейского обогащения». По сути это слегка дополненный вариант вышедшей в 2013 году в «Гешариме» 150-страничной книжки того же автора «Бизнес в рамках еврейского Закона (карманный справочник предпринимателя)».

Zahav.ru

Читайте также


Увы, ни слова о том, как составить себе богатство, в этой книге нет. Текст предназначен в первую очередь для евреев, причем соблюдающих традиции иудаизма, желательно автору - ортодоксального, не реформистского толка. Текст утверждает, что еврею следует относиться к еврею иначе, чем к нееврею (гою), но ни слова не говорит о том, где еврею или гою добывать деньги. Ни в каком случае не желает автор обогащаться за счет вынужденного труда другого еврея или за счет получения выгоды от продажи денег как товара, да и другим не советует. Если допустить, что у книги «”Секреты” еврейского обогащения» существует идеальный читатель, то есть такой читатель, который будет истово и неукоснительно выполнять изложенные в тексте книги советы, то его главными заботами будут: не взять с собратьев ни агоры лишней, свято соблюдать субботнее безделье, ежемесячно отдавать десять процентов своего дохода общине и как можно чаще подавать милостыню (цдаку) для бедных. Возможно, таким способом читатель разбогатеет духовно, но уж материально - это вряд ли. Автор цитирует положение, которое сформулировал живший в XIX веке раввин Мальбим (1809 - 1879): «Ведь давший свои деньги в долг без процентов полагается на то, что Б-г со своей стороны даст ему богатство чудесным образом, поскольку это обещание объединяется здесь с указанием на исход из Египта, когда выделил Всевышний евреев из этого мира, чтобы управлять ими чудесным образом. А дающий в долг под проценты отрицает все это и хочет обогатиться за счет процентов, и в конечном счете его имущество, вопреки его надеждам, у него не удержится». Хорошо бы расположить эту цитату как руководство к действию на рабочих столах израильских банковских служащих…

Боюсь, что ни один из современных состоятельных евреев не принял советы Ильи Смагаринского; более того - для накопления богатства наши нувориши действовали прямо противоположным образом. Тем не менее книга получилась основательной, компактной, последовательной и даже местами увлекательной. В этом заслуга в первую очередь издателя Михаила Гринберга, сумевшего обеспечить высокий уровень редактирования, предпечатной подготовки и полиграфического исполнения. «Гешарим» - наиболее солидное в Израиле действующее русскоязычное издательство, коммерчески успешно работающее вот уже 26 лет и выпустившее более пятисот наименований книг общим тиражом около двух миллионов экземпляров. Могу представить, сколь нелегко было даже самым опытным его редакторам трудиться над сложными, ветвистыми размышлениями и переведенными с иврита примерами различных ущербов и компенсаций, в изобилии содержащихся в «”Секретах” еврейского обогащения». Так и не удалось полностью очистить текст «Секретов…» от забавных, но странноватых авторских домыслов, вроде: «…ненаивному человеку, (каковым еврей является по определению) должны сразу “высветиться” доходные перспективы владельцев бизнеса…» (страница 121), или «…иди знай, с какой закуской или выпивкой проглотишь гвоздь или еще хуже - бриллиант…» (страница 205). По какому определению всякий еврей не наивен, или почему проглотить бриллиант хуже, чем проглотить гвоздь - об этом знают только автор и Бог. Кстати, и написание этого русского слова и его синонимов свидетельствует об умеренной степени ортодоксальности редакторов: они пишут «Б-г», но «Всевышний», тогда как более радикальные не жалеют Всевышнего и заменяют в этом слове первое «е» черточкой.

Путь к духовному совершенствованию долог и сложен, но не легче и путь к земному материальному богатству. Об этом можно судить по тому, что гораздо большему количеству людей удается «вернуться к ответу», то есть разбогатеть духовно, нежели составить себе значительное материальное состояние. Говоря по этому случаю «на все воля Божья», я немедленно вспоминаю русскую пословицу «Бог-то Бог, да сам не будь плох». И, пожалуй, об этом есть высказывание в замечательной книге «”Секреты” еврейского обогащения»: «Б-г хозяин всего, человек - ремесленник, а весь ощущаемый мир - материал. Человеку предписано преобразовывать мир материи, чему награда - плата за его труд и усердие, но не абсолютно властвовать над созданным». Повезло тому, кто удачно выбрал Хозяина, но полезно было бы человеку из первых уст узнать - выбрал ли Хозяин его.

Андрей Зоилов