Zahav.КарманZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Карман

А
А

Соната света. И тени

Его работы скоро увидят в Израиле. Это будет не просто выставка –возвращение к жизни, выход из тьмы на свет. Сенсация. Израильтяне снова пришли в нужное время.

15.03.2016
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Его работы скоро увидят в Израиле. Это будет не просто выставка –возвращение к жизни, выход из тьмы на свет. Сенсация.

Израильтяне снова пришли в нужное время

С фотографии на нас смотрит элегантный молодой человек в очках. Он сидит на чемодане. Ясно, что оправляется в путь. Он хорош собой, про таких говорят, что видна порода. В одной руке держит сигарету, в другой – трость. На безымянном пальце правой руки обручальное кольцо. Он на пороге открытий и страданий. Нетерпение сердца очевидно в этом взгляде, в этой позе, в собранном в путь чемодане. Он станет рыцарем фотографии, ей, странной и беззаконной царице в венце из фотопленки, отдаст много сил и вдохновения.

…В Минске, на старом Кальварийском кладбище похоронен удивительный человек, сын белорусской земли, легендарный фотограф, талантливый исследователь, педагог Лев Дашкевич. Он много видел, много сделал, знал славу и страдания. Любил (говорят, его романтические порывы были столь же масштабны, как научное и художественное творчество). Боролся с нуждой. Его судьба похожа на детектив. На захватывающий авантюрный роман. На драматичный напряженный фильм, полный резких сюжетных поворотов, взрывов, взлетов и падений главного героя.

Шумят деревья над Кальварийским кладбищем, будто в карауле стоят у последнего земного пристанища, но где точно могила Льва Дашкевича мы не знаем и не узнаем никогда. Время поглотило многое из того, что складывало его судьбу, что было важным, невероятным, неповторимым в его жизни. Но остался свет и жар большого сердца, обаяние и масштаб таланта. Людей, подобных Льву Дашкевичу, никогда не бывает много, в любой стране, в любом времени их единицы. О нем говорили «гений» - и в этом определении не так уж много преувеличения.

Одна из лучших его фотографий, портрет жены Зинаиды, сделанный в Эривани в 1912-1913 годах, стал фронтисписным листом статьи о белорусской фотографии, вошедшей в обобщающий сборник материалов об искусстве фотографии Европы.

Дивной красоты женщина, окутанная светом, как плащом, вся тающая, как сияющая льдинка в бокале шампанского, она задумчиво смотрится в зеркало и поправляет бант в коротких бант на коротких пышных волосах. Годы и невзгоды, исторические бури потом изменят ее лицо до неузнаваемости. Иными станут облик, глаза – а на том портрете навсегда молодой и чарующей останется ее весна, сохранится ее драгоценная тайна...

Лев Урбанович Дашкевич происходит из старинной белорусской дворянской семьи. Он пришел в мир в 1882 году, зимой, семья была богатой и заметной, у Льва была сестра Александра, на многих фото мы видим их вместе. Род Дашкевичей древний и славный, их гербом была «Лелива», это был один из влиятельных и заметных родов Гродненского повета. Сын надворного советника Минской казенной палаты Урбана Клеофасовича Дашкевича и Антонины Ивановны Круковской, Лев больше всего в юные годы интересовался химическими опытами и фотографией.

В большом доме на Александровской улице (где был пивной завод, прежде, во времена, когда принадлежал братьям Леккерт, теперь это пивзавод «Оливария»), он прятался от скуки учебных часов в Минской мужской гимназии, сюда вернулся после не очень успешного года в Виленском интернате- конвикте. Потом в его жизни был медицинский факультет Варшавского университета, арест и исключение за участие в студенческой революционной организации, высылка в Минск. Запрет на право учебы в университетах России. Из Минска талантливый, амбициозный молодой человек едет во Францию, где учится на романском отделении факультета словесности в Дижоне, а после добавляет еще и отделение фотографии Высшей школы графических искусств в Париже.

О фотографии своего времени он знал, наверное, все. Такой профессиональной подготовки, такого масштаба творческой личности мы почти не встречаем среди его современников.

Он владел множеством техник, легко включал в свои повседневные занятия глубокий опыт и незаурядный интеллект, стремился показать уникальность, многообразие возможностей фотографии. В кассете павильонной камеры, которой фотографировал Лев Урбанович Дашкевич в последние годы, был обнаружен негатив: два половинки арбуза, срезы раскрашены красными чернилами. И снова с восторгом и благоговением понимаешь, что это был человек, отмеченный великим даром, творец, исследователь, он никогда не останавливался на своем пути. Экспериментами и взлетами отмечен каждый его день, каждый вид его деятельности. В 1920 году Дашкевич стал преподавателем одного из первых белорусских вузов новой советской власти – Минского института народного образования. И здесь он глубоко и убежденно разрабатывает систему преподавания фотографии. Большое внимание уделяет научному обоснованию и художественной концепции в фотографии. Основывается на самых передовых принципах и достижениях зарубежных фотографических школ. Разносторонности этого человека не устаешь удивляться: он много учился, много видел, поменял множество мест жительства и работы, занимался многими темами. Внес свой особый вклад в развитие фотографии, преподавал, писал научные статьи, всегда неустанно двигался вперед. В период жизни на Кавказе был учителем французского, физики, природоведения, участвовал в этнографических экспедициях по Закавказью, сделал в этих экспедициях сотни снимков… Организовал мастерскую проекционных приборов и диапозитивов… Был Государственным фотографом при Азербайджанском правительстве. В родном Минске преподавал всеобщую литературу и фотографию. В 1930 году вышла написанная им по заказу Белорусского государственного издательства книга «Вода и жизнь». Делал диапозитивы научного содержания, репродукции для различных печатных изданий, каталоги выставок, читает курсы по фотографии, преподает французский, белорусский, польский языки. Переводит на белорусский язык и редактирует учебники по химии. А в 1930, в июле, ночью, в его дом пришли люди из НКВД, устроили обыск, перевернули дом. Увели Льва Дашкевича с собой. Он отсидел в застенках три месяца. Причиной ареста было сфабрикованное дело об участниках «Союза освобождения Беларуси», по этому же делу, к слову, проходили и еще несколько видных деятелей белорусской науки и культуры. Дашкевич прошел пытки и бесконечные, длившиеся сутками допросы. Чудом уцелел. О тех днях рассказывать не любил, стал более замкнутым. Меньше смеялся. …В 1935 году была сделана фотография «Ночь тиха». В ночной темноте, которая словно таит в себе лунные лучи, сидят две белые курицы. Они сидят на сене, будто слушают ночь, ее голоса, и- будто перекликаются белыми лучами с невидимой луной. Фотография очень камерная. Она сродни живописным полотнам передвижников, она реалистична и преисполнена поэзии.

В годы второй мировой войны (на фронт его не взяли по причине близорукости) Дашкевич во Фрунзе, разрабатывает оригинальный метод ускоренного лечения ран. Исследует свойства биологического ультрафиолета. Свет, можем мы сказать, был его главной идеей, искушение и манящим островом. О свете в тех или иных проявлениях и функциях он думал всегда. Свет проходил через все его опыты. Многое утеряно, о многом еще предстоит собирать тматериалы.

Он оставил труды по вопросам науки и техники, этнографии, работал старшим научным сотрудником во Всесоюзном институте экспериментальной медицины, занимался проблемами онкологии, его интересовал свет во многих качествах и проявлениях: как метод научного исследования, как катализатор роста живых существ, как способ постижения и отражения жизни, как главная тайна и смысл искусства фотографии. После войны Дашкевич вернулся в Минск, боролся за создание собственной лаборатории. Чтобы доказать свои открытия, чтобы двигаться дальше. Власти проявили равнодушие. Они промолчали.

… В последние годы жизни Лев Дашкевич исполнял обязанности заведующего лабораторией высшей нервной деятельности, был исполняющим обязанности заведующего лабораторией общей физиологии.

В 1957 году Лев Дашкевич умер от той болезни, диагностика которой так его занимала – рака легких.

Эта выставка – первая за все годы попытка представить возрожденные, отреставрированные в соответствии с авторским замыслом фотоработы Льва Дашкевича. Это уникальная, восставшая из мрака забвения экспозиция стала реальностью благодаря большим и беспримерным трудам научного сотрудника Национального исторического музея Республики Беларусь Надежды Савченко, позитивному мышлению, тонкой интуиции и большой любви к искусству канадско-американо-израильского фотохудожника Алика Замостина, поддержке, инициативе и дружескому участию директора Национального исторического музея Республики Беларусь Олега Рыжкова. Серьезную профессиональную работу по воссозданию и возвращению к жизни шедевров белорусского фотомастера Льва Дашкевича осуществил авторитетный израильский фотограф Борис Равич. Если бы не его знания и опыт, вдохновение и азарт, почерк и стиль мастера восстановить было бы нелегко.

Выставка Льва Дашкевича в Иерусалиме, в галерее «Бейт от а-Муцар» (Дерех Хеврон, 12), откроется 5 апреля. В Израиль приедет белорусская делегация в составе сотрудников министерства культуры, общественных деятелей, журналистов.

Инна Шейхатович