Zahav.КарманZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+26+19
Иерусалим
+23+15

Карман

А
А

Алия 2010-х и алия 90-х: взгляд новых репатриантов и израильского дипломата

К 25-летию самой высокой волны репатриации евреев из стран бывшего СССР в издательстве "Книга-Сефер" вышел роман израильского дипломата Арье Бен Целя "Очень узкий мост".

29.07.2015
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Юбилей Большой Алии отмечается многими израильскими СМИ, а также политиками и общественными деятелями. К 25-летию самой высокой волны репатриации евреев из стран бывшего СССР в издательстве "Книга-Сефер" вышел роман израильского дипломата Арье Бен Целя "Очень узкий мост", рассказывающий о том, что происходило за кулисами Большой Алии. А как видят Израиль и Россию представители самой «свежей» алии? Что пишут о своих двух родинах те, кто олицетворяет собой алию 2010-х? Возможно, из этих заметок, сегодня публикуемых в соцсетях, позднее сложится книга о новой волне репатриации из России.

ОльгаБакушинская, москвичка, журналистка, телеведущая, колумнист Lenta.ru, член Союза кинематографистов России. В 2014 году переехала в Израиль.

О самоопределении

Я вообще полукровка многих народов. Я с детства знала, что ни одно племя меня не примет, но мне принадлежит мир. Теперь же бить меня будут не как вас. Не по морде, а по паспорту. За пределами аэропорта Бен Гурион для всего мира я всегда буду еврейкой, и разделю их судьбу. Мир не разбирается в раввинских тонкостях. И вот, поскольку я картавлю (очень красиво с точки зрения иврита, так, как даже научиться нельзя), и фамилия у меня не русская, так я всегда была жидовской мордой, что безусловно обижало во мне чешское пиво, польскую колбасу и русскую водку. Но в пресловутом аэропорту Бен Гурион я даже немного выдохнула год назад.

О российских новостях

Интерес к официальным российским новостям перешел из стадии "какой ужас" в стадию "поржать".

О израильской бюрократии

Сегодня с утра мне открылось, что открывается здесь всем рано или поздно. Если по бюрократическому вопросу ты уже способен, хоть на честном слове и на одном крыле, пойти не к русскоязычной, а ивритоязычной пкиде, тебе это будет намного лучше. По одной и той же теме совершенно разная договороспособность.

Владимир Яковлев, основатель, первый главный редактор, генеральный директор и владелец Издательского дома «Коммерсант». Живет в Израиле, считает своим домом Тель-Авив. Продал «Коммерсантъ» и много путешествовал, в частности, жил на острове Ибица. В настоящее время занимается проектом «Хорошо за 50», готовит фестиваль «Возраст счастья» в Черногории.

О счастье

Когда я приехал (в Россию, в 2007 году. – Прим ред.), меня поразили две вещи. Я никогда не видел столько богатых, энергичных и несчастливых людей. Ощущение, что у них было убеждение: если заработать много денег, счастье происходит само собой. За последние десять-пятнадцать лет очень большое число людей в России эти деньги заработали. И сейчас одновременно проходят через процесс острого разочарования от того, что деньги счастья не приносят.

Об эмиграции

Что здесь сказать? Хотите — уезжайте. Хотите — оставайтесь. Но вот что главное: НЕ НАДЕЙТЕСЬ! Не ставьте свою жизнь, ее качество, наполненность и перспективы в зависимость от того, одумается ли очередной безумец, заседающий в Кремле.

АлматМалатов,писатель, журналист, популярный блогер. Член Союза писателей Москвы.

Об Израиле

В 20 лет не мог себе представить, что полюблю яркое солнце и жару; буду вскидывать руку в браслетах и вопить "слиха!", привлекая внимание торговцев и водителей автобусов, которые норовят проехать мою остановку; не иметь за душой ничего, кроме уверенности, что все будет хорошо; полюблю гвалт и краски базара; поймаю себя на том, что перехожу лениво дорогу под крик муэдзина, одновременно хлебая афух и говоря кому-то в телефон "Ялла, бай!"; никуда не буду спешить и никуда не буду опаздывать. Что полюблю жизнь и детей, в конце концов. От былой бледности и меланхоличности ничего не осталось. Очень я себе здесь и сейчас нравлюсь, больше, чем когда-либо. Может быть, дело в этом: "...есть люди ночного тумана, есть люди яркого дня. Над первыми непреодолимую власть имеет луна, над вторыми - солнце. Такое различие знаменитый дервиш объясняет часами рождения: лунными или солнечными, - какая из этих двух взаимопротивостоящих и взаимопротивоборствующих планет первой проникнет своими лучами в кровь новорожденного, той он и останется верен до конца жизни" . Я родился в полдень.

Алина Фаркаш,журналистка, выпускница МГУ. О своем переезде в Израиль вместе с мужем-маркетологом и двумя детьми рассказывает в своей колонке в журнале «Сноб».

О «возвращенцах»

Я с особенным страхом ждала встречи с семьей, которая прожила в Раанане пять лет и возвращалась в Москву. Чудесной, образованной, интеллигентной семьей, которая не смогла полюбить ни Израиль, ни Раанану. Я боялась узнать нечто такое, что может перечеркнуть все то прекрасное, что мы видели вокруг. Что тут могло не понравиться? Почему? Они рассказывали нам, что приехали попробовать и пять лет провели практически на чемоданах. Они не учили язык, потому что для жизни им вполне хватало русского и английского. Но это не позволяло завести местных друзей и участвовать во внутренних социальных активностях. Они обходились без машины, потому что в Москве у них стояла новая, красивая и дорогая, и было жалко продавать ее для того, чтобы в Израиле за те же деньги купить нечто маленькое и старенькое. Однако без машины было сложно попасть на море, встретиться с друзьями и вообще вести ту активную светскую жизнь, к которой они привыкли. Муж с женой снимали неудобную и холодную квартиру, потому что считали ее временной и не хотели вкладываться во что-либо более подходящее. И так далее, так далее, так далее. Жизнь начерно, на пробу затянулась на неопределенный срок, и поэтому Израиль казался им местом очень скучным и одиноким, жарким и душным летом, пронизывающе холодным зимой, а главное, ужасно, невыразимо депрессивным.

Мы вернулись в теплый и веселый дом к нашим смешливым хозяевам, переполненные впечатлениями, наполненные этим застывшим отчаянием, еще не переработав тот чужой, но крайне важный для меня опыт. Хозяйка, крошечная и быстрая, как птичка, летала по дому, поправляя подушки и расставляя бокалы для вина, — готовилась к очередному вечеру настольных игр. На ходу выслушала рассказ, махнула рукой: «Умное, веселое и активное трепло везде сможет отлично устроиться! » А я подумала про себя: «Надо будет сразу учить язык, покупать машину и искать максимально хорошую квартиру, которую мы можем себе позволить».