Загрузка....
«Twosome» - выставка работ Луиз Буржуа в Тель-Авивском музее
«Twosome» - выставка работ Луиз Буржуа в Тель-Авивском музее

«Мамочка-Паучиха» как тщета отношений, как шоу, перформанс, автобиография, как дом и тело. 

Черная паучиха на красном фоне облапила длинными сочленениями все тель-авивские афишные тумбы. Ажиотаж вокруг открытия первой в Израиле выставки Луиз Буржуа сродни ее работам - они огромны, массивны, их необычный масштаб под стать силе их влияния. Много лет назад я впервые увидела работы Луиз Буржуа на ее первой посмертной выставке в музее Dia:Beacon под Нью-Йорком (музее организации Dia Art Foundation, одном из крупнейших в США музеев) – и с тех пор ее парадоксальные скульптуры и контраст между ее возрастом и хрупкостью и размерами железных исполинов не отпускали воображение.

Ее «Мамочка» (или «Маман») - главная бронзовая паучиха, каждая лапа которой величиной с древо памяти, целиком занимала отдельный зал. Сейчас подобная  «Мамочка» привезена в Тель-Авив, где ее и можно будет увидеть, начиная с 8 сентября в Тель-Авивском музее искусств.

Пауки Буржуа стоят десятки миллионов, и она смогла превратить их в шедевры, как и собственную жизнь. Луиз Буржуа – американская художница французского происхождения. Родилась в 1911 году в  Париже. Ее детство прошло в городе Обюссоне, где семье принадлежала мастерская по реставрации старинных шпалер.

Буржуа окончила  математический факультет Сорбонны (она обучалась  философии, математике и геометрии и защитила диссертацию о Блезе Паскале и Иммануиле Канте), после чего изучала искусство в Высшей школе Лувра, Школе изящных искусств и нескольких художественных академиях,  в том числе и ассистировала  Фернанду Леже, оценившего одаренность Буржуа и побудившего ее заняться скульптурой, посещала мастерскую Бранкузи.

Увлекалась левыми идеями,  сюрреализмом и конструктивизмом. Интересуясь коммунизмом,  пару раз побывала в Советском Союзе в 1932-м и 1934-м году.  В 1938 году, выйдя замуж за  американского искусствоведа  Роберта Голдуотера, выпускника Гарварда  (ставшего в 1957-м году первым директором Музея первобытного искусства), переехала в Нью-Йорк, где умерла в 2010 году в возрасте 98 лет. Работала в жанрах скульптуры, живописи и графики, была активна в общественных политических движениях и в феминизме, что не помешало паре Буржуа-Голдуотер завести троих сыновей. Она содержала в Нью-Йорке книжный магазин, работала в Италии с мрамором и бронзой, резала деревянные скульптуры и экспериментировала с органическими формами и мягкими материалами, такими как пластик, латекс и резина. Ее подробная биография читается как история  развития искусства 20 века.

Ее первая выставка состоялась в 1949 году, но признание Буржуа получила только в 1990-е. Одна из самых дорогих художниц современности - в 2015 году ее скульптуру «Паучиха» продали за 28,2 миллиона долларов. Пожалуй, больше всего красноречив тот факт, что о Луиз Буржуа написана книга для детей под названием «Тряпичная колыбельная». Автор книги Эми Новески и иллюстратор Изабель Арсено явно решили, что Луиз Буржуа может стать примером детям именно потому, что сделала шедевр из собственной жизни, как-то сказав «Для меня скульптура - тело, а тело - скульптура», и воплотив сказанное в своем творчестве. «Живопись не существует для меня», - позднее утверждала Луиз, интересовавшаяся «физическим аспектом скульптуры», поскольку он придавал  ее эмоциям, тревогам, навязчивым идеям и страхам осязаемую форму. 

«Пауки» провожали ее в последний путь. После смерти Буржуа цены на ее работы выросли в несколько раз. В 2006 году Буржуа стала самой высокооплачиваемой живущей художником-женщиной, после того как «Паучиха» была продана за 4 миллиона на аукционе Christie’s в Лондоне. Новая рекордная цена была достигнута на Christie’s в ноябре 2011 года, уже после смерти Буржуа - 10,7 миллиона долларов. В 2015-м «Паучиха» была продана уже за сумму в 28,2 миллионов.

Так почему же Луиз Буржуа стала одной из самих дорогих скульпторов мира, почему ее имя стало символом пары десятков направлений современного искусства и не только искусства, а также феминизма, психологизма и многих других измов? И это при том, что ее работы поражают, восхищают, нервируют и злят, заполняют и заставляют задуматься  не только обладателей университетских грантов, а всех, кто их видит. Что такое - быть символом и осознавать это?

Количество ее работ – огромно, как и сами скульптуры. Энергия от них исходящая – под стать размерам. Она была плодотворна  – как истинная паучиха-мамочка. Луиз Буржуа прожила 98 лет, занималась искусством более семи десятилетий. Знаменитой (известность была и до этого) она стала в 1982 году в возрасте 71 года, когда оказалась первой женщиной-скульптором, удостоенной ретроспективной выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке – в МоМА. После этой выставки Луиз Буржуа была признана лидером современного искусства, а ее «Паучиха-Мамочка» породила сотни подражателей. Искусство Буржуа признано «драматическим, вдохновляющим, исследующим семейные связи, отношения в паре, женственность, мужественность, боль, страсть, агрессию, глубину чувств и их сложность». Это так и не так. Работы Буржуа – это, прежде всего грандиозность идеи и умение ее воплотить. Это воплощенное переживание и умение его изваять, нарисовать или написать и нем  поэму, выткав стихи на полотне. Она умела передать метафоры в метаморфозах материалов. 

Выставка в Тель-Авивском музее искусств называется «Двое» («Twosome»), сфокусирована на теме системы отношений и представляет более 50 работ Буржуа – скульптуры огромные, монументальные и небольшие;  работы по текстилю и рисунки, включая ее канонические работы – стальных «Пара пауков» 2003 года, провокативную скульптуру «Детство» («Filette») 1986 года – изображение не нежного ребенка, а фаллоса (хрупкая, уязвимая мужественность – считают искусствоведы); и «Опасный переход» - Paassage Dangereux 1977 года – самая крупная и важная работа серии «Клетки» - пространство, разгороженное на комнаты-клетки-ячейки, в каждой из которых помещен предмет-образ, символизирующий жизнь дома. Клетки – детская комната, исповедальня, спальня, кухня, дом – у каждого свои ассоциации. По признанию Луиз, все ее творчество — это всего лишь попытка справиться с эмоциями и достичь психологического равновесия. «Мои эмоции несоразмерны моим габаритам, говорила она. - Не сами эмоции, а их сила - она просто непереносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам».

Название «Twosome»  можно перевести и как «двойственность» - к примеру сексуальность и психоанализ, женственность и мужественность, диалоги внутренние и внешние, сознательное и бессознательное, мужчины и женщины, тело и архитектура, пассивность и активность.

На выставке представлена и монументальная скульптура Twosome, созданная в 1991 году и впервые показанная в MoMA. Это редко экспонируемая скульптура и дала название всей выставке в Тель-Авиве: два больших стальных резервуара, залитые мерцающим красным светом; меньший резервуар перемещается внутрь и вовне из большого по рельсам. Повторяющееся механическое движение – то ли паровоз,  то ли  сексуальные коннотации, то ли по утверждению самой Буржуа отношения матери и ребенка, или первичные отношения между двумя людьми, определяющие будущее. В любом случае шум этого гигантского поршня заполняет выставочный зал и становится постоянным звуковым фоном выставки, усиливая ее давление на воображение. Выставка настолько заполняет эмоционально, что после нее можно посмотреть только ее же еще раз.

Кураторы выставки - директор Тель-Авивского музея Сюзанн Ландау и Джерри Горовой, президент The Easton Foundation Easton Foundation, 30 лет проработавший вместе с Луиз Буржуа. Выставка организована Тель-Авивским музеем искусств при сотрудничестве с The Easton Foundation  и сопровождается двуязычным каталогом (иврит-английский). Выставка готовилась в течение двух лет по инициативе Сюзанн Ландау, давно мечтавшей о подобной экспозиции в Израиле. 

В связи с открытием выставки  пройдут следующие мероприятия: 

7 сентября 2017 года в  четверг в музее в 19:00 пройдет лекция  Мари-Лор Бернадек -  почетного  куратора. Госпожа Бернадек  была куратором музея Пикассо, Центра Помпиду в Париже, Музея современных искусств в Бордо, парижского Лувра. В 2008 году вместе с Йонасом Сторвсем она была куратором выставки Луиз Буржуа в центре Помпиду. В настоящее время она работает   над полной биографией Луиз Буржуа.

7 сентября  в 20:30 пройдет торжественное открытие  выставки. 

Для широкой публики выставка будет доступна  с пятницы, 8 сентября.

В пятницу, 8 сентября,  в 11:30 утра в музее  будет показан документальный фильм: «Луиз Буржуа: паук, любовница и мандарин», выпущенный  Марион Кеджори и Амей Уоллохом в Нью-Йорке в 2008 году.  Фильм – это рассказ о выставке Буржуа на Венецианской биеннале 1993 года, фильм содержит архивные кадры и материал, отснятый в нью-йоркской мастерской и доме художницы на протяжении 1990-х и начала 2000-х годов. Повествование строится вокруг многочисленных интервью Буржуа и ее близких, связанных длинными видеозарисовками ее произведений. 

Даты экскурсий на русском языке и дополнительных демонстраций фильма «Луиз Буржуа: паук, любовница и мандарин» будут опубликованы на сайте музея и на странице фейсбука - https://www.facebook.com/tamuseum     

Маша Хинич

counter