Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+25+14
Иерусалим
+21+13

Карман

А
А

Михаил Казиник: сегодня я возлагаю на Израиль особые надежды

Ольга Черномыс поговорила с Михаилом о том, что происходит сегодня с культурой, в чем особая роль Израиля и совместны ли, в конце концов, гений и злодейство.

27.10.2022
На правах коммерческой информации
Михаил Казиник. Фото: Елена Мартынюк

Михаил Казиник, музыкант, искусствовед, просветитель - человек мира. Он вырос в Витебске, закончил консерваторию в Минске, живет в Швеции, недавно выступал в Сан-Франциско, Барселоне, в ноябре прилетит в Израиль, потом отправится в Лондон. У него есть своя Академия, он читает лекции учителям, записывает программы на YouTube, про него сняты фильмы, он был героем грандиозного цикла телепередач о музыке, ведет программы на радио. Его главный и безусловный талант - рассказывать истории о музыке и музыкантах, причем так, что невозможно оторваться. Он дополняет рассказы игрой на скрипке и на пианино, а в последнее время выступает с целым коллективом музыкантов. Получается одновременно и концерт, и захватывающий моноспектакль. С 8 по 14 ноября в городах Израиля Михаил Казиник откроет израильским зрителям "Тайны гениев". В преддверии гастролей Ольга Черномыс поговорила с Михаилом о том, что происходит сегодня с культурой, в чем особая роль Израиля и совместны ли, в конце концов, гений и злодейство.

- Такое чувство, что с мировой культурой, как и со всем остальным впрочем, сегодня происходят глобальные перемены. А вы как думаете?

- Как культуролог я не только думаю, но и вижу. И очень жалею, что мне уже 70 лет. Было бы лет 50, у меня еще лет 20-30 было на то, чтобы защищать, спасать, защищать. А теперь я с ужасом понимаю, что даже если 10 активных лет у меня есть, их не хватит на то, чтобы разгрести весь этот кошмар, который происходит. А это буквально генетические, мутационные нарушения в культуре.

- Эти процессы происходят во всем мире?

- Конечно. Знаете, наша планета и так не жаловала культуру. Я очень много путешествую, побывал во многих странах, везде и всегда культура была на последнем месте. А сегодня, когда у культуры нет сильных позиций, она просто кричит. Ведь она предполагает, что в человеке есть золотое зерно, светлая идея, которую ничем не убьешь. И я всегда говорил, что ребенок рождается гениальным, это взрослые не умеют с ним общаться и превращают в обыкновенного серого взрослого.

Между Tik-Tok и Моцартом

- Кстати, есть же такая теория, что переломные времена рождают гениев.

- Да, возможно так человечество пытается спасти себя. Иногда мне кажется, что вся цивилизация существовала для того, чтобы появились Бах, Моцарт, Шекспир…Может быть, сейчас человечество сможет спасти себя, если родятся новые "моцартианские", "баховские" дети с другим сознанием. С ними надо разговаривать иначе. Поэтому я все время пытаюсь объяснить, что школу надо менять.

- В какую сторону?

- Сегодняшняя "клиповая" школа, где немножко математики, немножко физики, немножко литературы - это для дебилов, извините. Должна быть школа ассоциативных связей. Когда один педагог рассказывает про Францию с географической точки зрения, второй про французскую живопись, третий про французскую литературу, музыку французскую - тогда получается образ Франции, а не кусок.

- А может ли вообще сегодня человек, который стоит рассказывает, пусть даже интересно, конкурировать со всеми "бассейнами бесконечности": инстаграмом, youtube, тиктоком, компьютерными играми?

- Важно, как рассказывать. Если есть сопереживание, открытие, потрясение - оно работает. Я всю жизнь этим занимаюсь, методом проб и ошибок. Я выходил на такие сцены, где меня по идее должны были забросать гнилыми помидорами. Помню, в ПТУ, куда привозили ребят, которые не справлялись с программой в сельских школах, заключили договор на абонемент. На афише написали: "Большой праздничный концерт". Ни слова о филармонии, симфонии, это были почти ругательные слова. И, конечно, раз это праздничный концерт, я никакой не музыковед, а конферансье. Тогда по Советскому Союзу разъезжали такие бригады: женщина, которая складывается на коврике, какой-то спившийся автор единственной его популярной песни и конферансье. Люди любили эти концерты, и особенно ждали шуток от конферансье. Так что я прятал за кулисами скрипку, выходил и начинал шутить, все довольно хохотали. А потом я выбирал момент и говорил: "Сейчас покажу что-то необычное", надевал за кулисами бабочку и выходил со скрипкой. «Как кошка мяукает, слышали» - и играл «мяу», все снова смеялись, и скрипка уже не пугает. Потихоньку переходил к Моцарту. Сначала рассказывал истории, как Моцарт с папой, мамой и сестрой жили вчетвером в одной комнате, денег не было. Зрителям это было понятно, потому что походило и на их собственную жизнь. Моцарт становился как-то ближе. И после этого говорил о Пушкине, о Сальери, который никого не убивал, объяснял, почему Александр Сергеевич написал эту историю - о том, как убивают Моцартов. И когда в конце концов я играл сонату Моцарта, зал вставал. Это была моя школа, я приобрел такой опыт, которого не было ни у одного лощеного московского или петербургского музыковеда. Я прошел через эти сельские клубы, дощатые сцены, холод, жару, пьяных, потому что знал, за мной великая музыка.

- Почему вы решили открыть канал на YouTube? Для вас это прежде всего возможность коммуникации или еще один инструмент просветительской работы?

- Когда началась пандемия, я осознал, что людям сейчас, как никогда, нужна подпитка искусством. Тогда мы начали готовить видео специально для YouTube: В результате за время пандемии нам удалось создать серию роликов. Сейчас у нас более 300.000 подписчиков. С одной стороны, это мало, мне хотелось бы больше. Но, с другой стороны, это 300.000 наших подписчиков! Это очень большое количество людей в мире, каждый из них - «штучный товар». Всех учат физике, но сколько лауреатов Нобелевской премии по физике? Бетховен в своей Девятой симфонии говорит: «Обнимитесь, миллионы». Но сколько людей слушают Девятую симфонию?

Существует целый ряд посланий к людям через великую музыку, которые могли бы помочь, спасти, защитить. Но многие не могут их воспринять, потому что нет того, кто станет передаточным звеном от гения в искусстве к людям.

Остров Израиль

- Помимо других потрясений, культура сегодня меняет географию. Например, отчетливо перетекает из России в другие страны вместе с ее носителями. Как вы думаете, возможно ли, что она будет сохранена благодаря этому исходу?

- Не просто возможно, но обязана. Особенно в Израиле. Вы знаете, в детстве я каждое лето проводил в Юрмале с родителями. Когда мы приезжали туда, ходили на все концерты в зал "Дзинтари". Там выступали лучшие: оркестр Мравинского, Давид Ойстрах, Павел Коган, Мстислав Ростропович. Это были праздники, после концерта все гуляли по набережной, делились впечатлениями, можно было встретить Высоцкого, Вознесенского, Райкина, весь цвет московской, петербургской, киевской интеллигенции. И через много лет мы вернулись туда с женой Таней. Пришли в "Дзинтари": там в тот вечер Ростропович играл концерт Дворжака с местным оркестром. В зале - всего человек пятьдесят. Я спрашивал потом латышей, старых интеллигентов: куда все делось? Все очень просто, - отвечали они, - евреи уехали, Швейник умер. А Филипп Швейник был директором Рижской филармонии и концертного зала "Дзинтари", живая легенда - как Сол Юрок в Америке. Пока он был, все великие музыканты знали, что после Карнеги Холла надо ехать туда. Так вот, евреи, как выяснилось, в те времена на 90% заполняли этот зал. Потому что евреи как слушатели - об исполнителях я не говорю, это и так понятно - но как слушатели, они всегда составляли и составляют большинство слушателей. Потому что евреи - это народ не только слова, а народ музыки. На самом деле ведь в начале было не слово, а гармония, и гармония и есть Бог. Так что естественно, сегодня я на Израиль возлагал бы особые надежды. Как из этой маленькой земли когда-то возникли три религии, так сегодня оттуда могла бы возникнуть религия культуры, религия духа.

Читайте также

О гениях и злодействах

- Многие деятели культуры, которыми восхищались, сегодня неожиданно - или ожидаемо - оказались на стороне зла, особенно в России. Недавно гуляла по сети фотография, на которой Олег Меньшиков подписывает какой-то документ о сотрудничестве руководимого им театра имени Ермоловой со Следственным комитетом. Все же, как вы думаете - совместны ли гений и злодейство?

- Все это уже проходили в Советском Союзе. Когда гражданина Пастернака, писателя, философа, великого поэта, преемника Пушкина и Тютчева в 20 веке за абсолютно безобидный роман "Доктор Живаго" исключали из Союза писателей. Там были все! И они проголосовали единогласно. Только поэт Борис Слуцкий сказался больным и не приехал, чтобы не участвовать в этом позорном голосовании (так к нему домой поехали, и все равно вынудили поставить подпись). А это были уже не сталинские времена, про них мы вообще не говорим. Илья Эренбург рассказал эпизод: он все это узнал, будучи в Париже. Сидел в кафе и вдруг видит, идет Фадеев. Подходит к Эренбургу, садится на стул, берется за голову и начинает читать стихи Пастернака. Только что они приняли решение - запретить, исключить, была развязана страшная компания травли, и вот он с упоением, с поклонением читает его стихи. А потом наливает себе стакан водки и выпивает. Фадеев ведь покончил жизнь самоубийством, когда начали возвращаться из лагерей писатели. Они знали, что без его визы никого не могли арестовать. Возвращались, звонили ему в дверь, он открывал - а они стояли и смотрели на него.

- Получается, все повторяется?

- Не просто повторяется, никогда от этого не уходили. Была даже шутка: чем демократия отличается от демократизации? Тем же, чем канал от канализации. Невозможно это было сделать: ускорение и перестройка одновременно, все это болтовня необразованных людей. Сверху были и есть необразованные, внизу тоже, и между ними горсточка интеллигентов, часть из которых была уничтожена в годы ГУЛАГа, да постоянно шло это уничтожение. А глубинный народ был темным, и таким остался. У народа есть одно свойство - амнезия. И когда это поняли, достаточно было запустить 24 часа в сутки тысячи раз повторенную ложь, как клетки памяти заменились новыми. И вот уже Вторая мировая война, оказывается началась 22 июня 1941 года, а не с договора Сталина и Гитлера о разделе Польши. Эти двое хотели завоевать весь мир вместе, а Гитлер напал - отсюда и "вероломно". А восемь лет назад украинцы вдруг начали воевать со своими жителями. Не "ихтамнеты" там появились с оружием, а шахтеры вылезли из шахт и давай стрелять. Ну каким интеллектом надо обладать, чтобы в это поверить? А чем проще человек, тем легче ввергнуть его в эту амнезию.

- Но все же, есть в России талантливые и вполне образованные деятели культуры, которым аплодировал мир. Многие из них сейчас участвуют в этом страшном хороводе. Например, Турецкий с его хором, которые сегодня выступают по всем зет-концертам. Гергиев, Башмет публично поддерживают войну.

- Ну а что тут непонятного? Талантливый человек Турецкий создал неповторимый хор, который стал приносить ему сверхдоходы, какие раньше и не снились. Но только при условии лояльности. Поэтому либо он лишится этих денег ради идеи, либо не лишится и будете работать на систему. Я вполне предполагаю, что участники хора так и сказали Турецкому: мы столько на тебя работали, ты же не будешь против войны? - Не буду. Да здравствует спецоперация, - говорит Турецкий своему хору. И нынешняя власть в России это всячески культивирует. Ей чрезвычайно льстит, что под ее дудку ее дудку пляшут Гергиев, Башмет, Турецкий и другие .

Но подлинная культура - это самое большое лекарство от бед. Об этом всем мы и будем говорить с теми, кто придет на наши встречи. Для израильских концертов я приготовил целых три программы, и у каждого из музыкантов, которые приезжают со мной, будет лежать кипа нот. Только когда мы со зрителями посмотрим друг на друга, будет окончательно понятно, что мы будем рассказывать и исполнять. Но одно я могу сказать: я приготовил очень необычную историю про Бетховена. Покажу, как менялась его музыка по мере того, как он терял слух. Причем, чем хуже он слышал, тем гениальней писал. Вы услышите это сами!

****
Вечера-концерты Михаила Казиника "Тайны гениев":

Хайфа, 8 ноября, вторник, зал «Раппопорт», 20:00

Тель-Авив, 9 ноября, Тель-Авивский музей, зал «Реканати», среда, 20:00

Беэр-Шева, 11 ноября, «Гейхал ха-Тарбут Гистадрута», пятница, 20:00

Ашдод, 12 ноября, матнас «Дюна-Юд», суббота, 20:00

Нетания, 14 ноября, «Гейхал ха-Тарбут», зал им. Арика Эйнштейна, понедельник, 20:00

Заказ билетов здесь

Ссылка на Youtube-канал Михаила Казиника

Art Up сцена креативного пространства