Zahav.КарманZahav.ru

Воскресенье
Тель Авивמעונן חלקית עד בהיר
+30+24

Карман

А
А

Йехезкель Лазаров: Моя мечта - немного побыть Обломовым…

Вокруг и зала, и спектакля - множество нюансов, деталей и неожиданностей, о которых рассказывает автор концепции Mitcha Figa и постановщик «Лишнего человека» Йехезкель Лазаров.

17.05.2022
На правах коммерческой информации
Фото: Даниэль Камински

Илья Ильич Обломов: «Я никогда не довольствовался этой жизнью, так что мне нечего было терять. Я только хотел никуда не бежать. Хотел просто быть, а потом не быть».

Иван Гончаров. «Обломов»

Спектакль «Лишний человек» по роману «Обломов» Ивана Гончарова - часть проекта Mitcha Figa в постановке Йехезкеля Лазарова вновь показывается 24, 25 и 26 мая в Тель-Авиве в зале «Цукер» и вокруг него. Вокруг и зала, и спектакля - множество нюансов, деталей и неожиданностей, о которых рассказывает автор концепции Mitcha Figa и постановщик «Лишнего человека» Йехезкель Лазаров - актер, режиссер-постановщик, танцовщик, хореограф, тот, кто придумывает все - без которого этого проекта бы не было…

- Йехезкель! Первый напрашивающийся вопрос: а почему «Обломов»? Не устарел ли роман, написанный Иваном Гончаровым более полутора веков назад - в период с 1847 по 1859 год и опубликованный в 1859-м году, став второй частью трилогии, куда входят еще «Обыкновенная история» и «Обрыв». «Обломов», конечно, классика, но слегка, на мой взгляд, запылившаяся.

- Я с тобой не согласен. Классика - она потому классика, что не устаревает, что актуальна и релевантна всегда. Я попросил всех участников проекта прочитать этот роман и всем это было интересно.

- Настоящую классику скорее перечитывают. Как ты перечитал «Обломова»?

- Сделал свои выводы из этого романа. Возможно, кому-то сама история может показаться привязанной к определенной эпохе, но не ее идея, не ее универсальная суть, столь подходящая и ко дню сегодняшнему, к миру после пандемии, после всех изменений последних лет. Театр для того и существует, чтобы подать некие идеи, сюжеты, выводы в новом претворении.

Идеи «Обломова» очень подходят сегодняшнему дню, к миру после пандемии, после всех произошедших изменений. Времена меняются - и это не просто слова, а статистика. Статистические данные доказывают эти перемены: по статистике во всем мире наблюдается резкое снижение числа молодых людей, которые не хотят возвращаться к прежней работе - к той, что была до пандемии.

- Ты сам не подходишь под это пример: ты работаешь безостановочно.

- Это правда. Это и радует, и печалит. Есть сейчас некое настроение в обществе, когда люди понимают, что должны остановить свой безумный забег, разорвать замкнутый, навязанный обществом круг. Я этого тоже хочу, но у меня не получается остановиться. Мы становимся теми, кто не может замереть, кто обязан быть белкой в колесе, хотя не хочет.

- Это норма нашего общества.

- Этот нескончаемый марафон - ненормален. Ненормально и то, что это стало частью современной системы образования. Дети, начиная с первого класса, участвуют в соревнованиях. состязаниях, соревнованиях. Вы заходите в начальную школу, и тут же сталкиваетесь с плакатами, призывающими к лидерству, к достижениям. Все подчинено одной цели: заставить ребенка встать на привычные всем рельсы, движение по которым, в конце концов, приводит к бесконечному давлению со всех сторон в системе экзаменов и оценок.

- Тебе указывают вектор, ориентированный на удачу и не дай бог отказаться ему следовать, станешь изгоем.

- Ты все время должен быть удачлив, не менять направление. Единственный выход - уснуть. Никто не говорит: задумайся, остановись хоть ненадолго, возьми перерыв, прислушайся к себе сегодня, завтра может быть уже поздно. Эта гонка начинается с 15-летнего возраста, и, если в 18 лет ты не показал никаких успехов - ты неудачник. Если в 20 с чем-то лет ты не получаешь в хайтеке зарплату в 60.000 - ты по-прежнему неудачник с точки зрения общества. Это неправильно - и с точки зрения общественной, и индивидуальной, и духовной, с точки зрения просто человека. Три четверти мира живет на антидепрессантах в атмосфере бесконечной гонки и соревнований, и это угнетает. Мы живем в какой-то анти-пропорции между тем, что мы должны делать по мнению общества, и тем, что мы действительно хотим делать.

- Судя по спектаклю «Лишний человек» и проекту Mitcha Figa, человечеству нужны не только анти-депрессанты, но и снотворное. Часть Mitcha Figa - это сон, тема сна. Действительно, что такое спать? Для чего мы спим - для того, чтобы мечтать, видеть сны? Спать - это лениться? Своим спектаклем ты даешь легитимацию сну, или может быть лени? Надо ли лениться для того, чтобы заняться самим собой, обратить внимание на самого себя? Вот цитата из главы «Сон Обломова»: «Ничто не нарушало однообразия этой жизни, и сами обломовцы не тяготились ею, потому что и не представляли себе другого житья-бытья; а если б и смогли представить, то с ужасом отвернулись бы от него. Они продолжали десятки лет сопеть, дремать и зевать или заливаться добродушным смехом от деревенского юмора, или, собираясь в кружок, рассказывали, что кто видел ночью во сне».

- Надо позволять себе лениться. Хотя само слово «лень» мне не нравится. Я бы сказал, что мы должны разрешать себе переключать скорость мчащегося автомобиля на более низкую передачу. Необязательно все время мчаться, можно замедлить гонку. Можно сделать шаг назад, выспаться, дать себе небольшой перерыв. После каждого шага вперед, не начинайте немедленно думать о том, каким будет следующий шаг, дальнейшие достижения. В современной культуре практически исчез термин, обозначающий причастность, присутствие, принадлежность. Это ощущение принадлежности перешло на духовный уровень, стало неким философским понятием. Это мы и пытаемся объяснить нашей публике - объяснить, что такое причастность… Объясняем мы это и тем, что проводим в проекте Mitcha Figa нечто вроде сеанса медитации, сеанса путешествия в глубины подсознания, что даст возможность передохнуть, вздохнуть, оглянуться, остановиться. Я, кстати, сам не могу остановиться - у меня не хватает нервов на внутренний тормоз, на «стоп». Для этого нужно быть абсолютно спокойным. И я завидую тем, кто может это сделать. Я все время куда-то бегу, передо мной все время какая-то цель, я все время думаю о том, что будет дальше. Мне быстро становится скучно то, что я уже изучил, я хочу двигаться вперед, должен все успеть - и не потому, что стремлюсь быть лучшим, нет… Просто у меня масса энергии и она не дает мне быть спокойным, к тому же я люблю делать несколько вещей параллельно. Так что моя мечта - немного побыть Обломовым.

- Ты сам согласен с Обломовым? Сделав спектакль «Лишний человек» вокруг его образа, как ты к нему - к Обломову - относишься? Любишь, презираешь? Илья Ильич - медлителен, на первый взгляд ленив, но при этом обладает живым умом, художественным воображением и мечтательностью.

- Я его люблю! Я люблю Обломова, но не все мне в нем нравится. Мне не нравятся его избалованность, капризы. Я думаю, что, когда Обломов был ребенком, его чересчур «закутывали» - слишком защищали и оберегали со всех сторон. Вокруг всегда были слуги, всегда исполнялись все его прихоти, желания и капризы. Я вижу в этом параллели с поколением, растущим сегодня, с поколением, которое не привыкло бороться за свои желания. Это поколение считает, что им все обязаны. И, одновременно, все хотят быть лидерами, не прилагая никаких усилий.

- Это одна из тем, подымаемых в спектакле «Лишний человек»….

- Да. Потому в одной из сцен проекта, как символ этого явления, появляется ребенок в красном халате, опутанный веревками. Замотанный, как кокон - это символ over protected, чрезмерной защищенности; того, что родители пытаются превратить своих детей в произведения искусства, забыв, что они живые люди, которым нужно жить дальше. Это я пытался показать в спектакле.

- Какова дальнейшая судьба «Лишнего человека, проекта Mitcha Figa? В каком направлении ты будешь его развивать?

- Mitcha Figa - это концепция нового театра, это не разовое мероприятие. Моя цель - привлечь публику к творческому процессу, вовлечь в него. И хотя израильский зритель отличается нетерпеливостью, и два с половиной часа в театральном зале для него это очень долго, у меня есть идеи куда более продолжительных театральных проектов, и я уверен, что мы найдем свою публику. «Лишний человек» - это только начало….

******

Приглашенные для участия в проекте Mitcha Figa гости:

Инсталляция - Лилах Шатьят // Погружение в мир героев - актеры «Лишнего человека» пишут о своих ролях // Мировая статистика - монтаж Ран Славин // Bed boy - видео-арт Тома Пнини // Шопенгауэр - философская лекция доктора Джереми Фогеля // Бал - танцоры Бикурей ха-Итим под художественным руководством Офира Дагана и Нив Миренберг // Вино винодельни «Тавор», Шираз - из серии «Земля» 2017 // «Сонная» вечеринка- Тай Рона // Видео-арт Рана Славина.

«Лишний человек» - актерский состав:

Алон Фридман, Тали Шарон/Бар Саде, Владимир Фридман, Шира Наор, Галь Фридман, Гилад Клеттер/Авишай Меридор.

Команда Mitcha Figa «Лишний человек»:

Продюсеры-инвесторы: Ю Цзинъи и Давид Галиль. Основатель, художественный руководитель, редактор и режиссер: Йехезкель Лазаров. Куратор и сопровождение проекта: Паз Галински. Продюсер: Омер Боланжер Коэн. Художник по свету: Яир Варди. Художник по костюмам: Алин Лазаров. Художник по звуку: Феликс Шапошник. Ассистент режиссера: Ирена Орлов. Съемка и монтаж: Ран Славин. Фотосъемка спектакля: Даниэль Камински. Графика: Даниэль Цукхира, Ади Бен-Бецалель, Гади Цадар. Репетиционное помещение: Студия Анкори. Консультант по звуку - Амир Атки. Услуги по освещению и видеопроекции: Симоль. Маркетинг: Саар Гамзо, Эяль Басон, Юваль Херинг - Модус. Билетный провайдер: ТикетМастер. PR Mitcha Figa: Гали Зандер, Манор Гера. PR в русскоязычном сегменте: Маша Хинич. PR Гейхал ха-Тарбут: Йонатан Вольф, Ор Нир - JWPR. Гейхал ха-Тарбут: директор Далит Кораль, маркетинг-директор Орит Пиклер, технический директор - Гиль Алон.

U Production, Mitcha Figa и Гейхал ха-Тарбут представляют:

Междисциплинарное театральное событие «Лишний Человек» по мотивам романа Ивана Гончарова «Обломов». Художественное руководство, режиссура и инсценировка - Йехезкель Лазаров

24, 25, 26 мая - «Гейхал ха-Тарбут» Тель-Авив, зал «Цукер»

Спектакль идет на иврите с титрами на русском языке

Сайт проекта

Заказ билетов

Читайте также