Zahav.КарманZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+30+21
Иерусалим
+32+24

Карман

А
А

Пустынные праздники

Нам рассказывают о тех, кто, имея право приехать в Израиль, совершить репатриацию, все же не сможет ощутить себя гражданином в полной мере.

05.02.2021
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

О спектаклях и концертах в эти дни приходится только вспоминать. Культура ушла-утекла в пространство онлайн, ZOOM, в старые афиши, трансляции. Из всего созвездия художественных впечатлений остались газеты с их политическими триллерами, книги с их долгими описаниями природы и чувств и кино.

Кино - прекрасная штука. Оно совсем по-ленински нас мобилизует, утешает и развлекает, держит на плову некой приблизительной духовностью. В Белграде состоялся четырнадцатый международный фестиваль короткометражного фильма, который основал и которым руководит Эмир Кустурица. Актер, продюсер, режиссер, музыкант, Кустурица одновременно и яркая, и неоднозначная фигура современного кино. Он слишком вызывающе - красочен, слишком избыточен, его метафоры часто лишены здравого смысла и элементарного вкуса. Но Кустурицу это совершенно не тревожит, потому что само понятие вкуса он начисто отвергает. Он снимает гусей, которые плещутся в луже крови, медведя, который ест апельсин с руки. Кустурица дал Монике Белуччи роль, которая, возможно, не стала особым достижением актрисы, но точно показала ее совершенно по-новому. Кустурица стоит отдельно от всех. Его место на кинематографическом Олимпе и на географической карте (этот творческий серб построил город - кто еще из режиссеров может таким похвастаться?) уже достаточно прочно этим мэтром приватизировано.

Фестиваль, проводимый Кустурицей, называется «Кустендорф». В январе, совсем недавно, были названы победители очередного марафона в формате короткого метра.

«Золотое яйцо» и звание победителя получили израильтянка, молодой режиссер Инбар Хореш и австрийский режиссер Езгир Анил. Из нескольких сот короткометражных фильмов жюри отобрало 20, среди них и развернулось соревнование.

Израильский фильм-победитель называется «По праву рождения» (возможно, точнее - «Прирожденное право). Фильм короткий, но довольно острый по теме и средствам, которыми она раскрыта. Молодежь, приехавшая в Израиль по программе «Таглит», знакомится со страной. Юноши и девушки на экскурсионном автобусе едут в пустыню. Катаются на верблюдах. Слушают рассказ гида. Очень патриотичный, эмоциональный - и немного фальшивый. Гида играет хороший израильский актер Михаил Лернер. В короткое экранное время он точно задает камертон. Перед ребятами выступают двое солдат ЦАХАЛа. Они репатрианты. Рассказывают о своей жизни. Без ложного пафоса и без приукрашивания. Потом из реплик, из присутствия пустыни, этого простора, содержащего свою символическую тональность¸ из тревожной атмосферы¸ из повисших вопросов и обрывков информации, которая просачивается к зрителю, возникает мозаика. Фильм снят на русском языке.

Читайте также

Режиссер (она не владеет русским, но присутствие помощника, который вполне в теме, очевидно) не пытается воспевать или иронизировать. Все просто: нам рассказывают о тех, кто, имея право приехать в Израиль, совершить репатриацию, все же не сможет ощутить себя гражданином в полной мере. О тех, у кого мама нееврейка. О тех, кто еврей в третьем - четвертом поколении. И дело вовсе не в полемике с законом, не в тех или иных взглядах на вопрос.

Коротенький фильм затрагивает очень личные, индивидуальные моменты, когда большая, историческая, красивая программа не учитывает (не может учесть) судьбу маленького человека. Который один наедине со своей грустью и болью. Одиночество на фоне огромных шагов, свершений, масштабной и важной работы - тема далеко не новая. По сути, это одна из магистральных тем искусства. Фильм - крошка взваливает на свои плечи гуманистическую, человечную проблему. Точнее - целый ворох проблем. Здесь и эскапады молодых-горячих, безответственно-покорных своим гормонам и своей жажде проявить взрослость. И отсутствие настоящего стержня в этом рассветном мире - юности. И та отличительная черта времени гаджетов-компьютеров, когда разговаривают - и слышат, не понимают друг друга… И за это спасибо режиссеру, спасибо всем создателям. Его эскизность, смутность оценок, расплывчатость характеристик героев можно отнести и к числу достоинств. К особенностям стиля и почерка.

Здесь нет ярлыков и записных истин. Инбар Хореш сняла фильм, отмеченный сердечным, небезразличным отношением к каждому отдельно взятому человеку. Заботой и сочувствием. Вероятно, именно это и оценило в первую очередь международное жюри, которое в первом месяце нового, 2021 года, перекатило на нашу территорию «золотое яйцо».