Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Карман

А
А

"Мечта о Париже"

"Мечта о Париже" – так знаково-романтично называется новая выставка в Хайфском музее Мане-Каца – музее, год назад открывшемся после ремонта заново преображенным и быстро ставшим серьезным художественно-исследовательским центром после сонного пребывания в

29.05.2012
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

"Мечта о Париже" – так знаково-романтично называется новая выставка в Хайфском музее Мане-Каца – музее, год назад открывшемся после ремонта заново преображенным и быстро ставшим серьезным художественно-исследовательским центром после сонного пребывания в течении нескольких десятков лет в статусе музея-квартиры с пыльными коврами и пыльными воспоминаниями, настоящие сокровища которого прятались в запасниках. 

Первая половина 20 века, "Парижская школа", феномен Ecole de Paris, еврейские художники в Париже – таковы направления выставки "Мечта о Париже", на которой представлены более 100 работ 40 еврейских художников, живших в Париже – работ Марка Шагала, Амедео Модильяни, Моиза Кислинга, Хаима Сутина, Жюля Паскина, Роберта Фалька, Мишеля Кикоина, Эжена Зака, Пинхуса Кременя, Осипа Цадкина, Ханы Орловой, Абрама Минчина и, конечно же, самого Мане-Каца, бывшего заметной личностью в этой яркой компании, одним из самых выдающихся представителей столь необычного явления как "Парижская школа". Именно в Париже выкристаллизовались его художественное видение и мастерство, именно в Париже он создал большую часть своих работ. Художники Парижской школы не были объединены ни общими художественными целями, ни единой творческой программой. Главное, что их связывало – стремление к свободе, поиску и общению, а Париж для них был синонимом свободного художественного мира. 

Основная тема экспозиции "Мечта о Париже" – еврейские художники, сыгравшие важную роль в становлении Ecole de Paris. Помимо прямой цели – доставить эстетическое удовольствие посетителям музея и любителям живописи того периода, у этой выставки есть еще одна задача: попытаться понять - в очередной, тысячный раз - идентификацию еврейского художника в современном искусстве, парижскую богему и тягу к земле обетованной, традиционное воспитание и свободный образ жизни, которой обрели выходцы из Восточной Европы (и не только они и не только оттуда) в Париже, опыт еврейского художника в мегаполисе, стремление стать "своими" в центре искусства того времени и сохранение еврейского духа в творчестве. 

Много еврейских художников, собравшиеся в одном месте и в одно время, и атмосфера, которую они создали в Париже, реальность того времени, столь отличная от сегодняшней - пожалуй, это и есть Ecole de Paris со всем художественным богатством и разнообразием этой группы. Потому экспозиция "Мечты о Париже" выстроена из нескольких плоскостей-взаимосвязей: еврейский опыт, самооценка художника через призму опыта жизни в городе; студия художника, как личное и творческое пространство; Париж, как центр мира, столь разнящийся от периферии; живописная игра в тоску по "земле обетованной" – по еврейству и по территории авангардного искусства. Ведь в первой половине 20-го века художники, если они не побывали в Париже, не могли считаться настоящими авангардистами. 

Термин «Парижская школа» вошел в историю искусства в 1920-х годах благодаря критику Андре Варно, который употребил его, обозначая интернациональное сообщество художников нескольких поколений, прибывших в Париж в 1900- 1920-е годы из разных стран Европы и из Америки. Художники жили и творили на Монпарнасе. Монпарнасское содружество, будучи интернациональным, сохраняло творчески-богемную атмосферу на протяжении 1910- 40-х годов, а в отдельных случаях даже до 1960-х годов. 

Большинство молодых живописцев жили в общежитии для художников «Ла Рюш» («Улей») - в комплексе зданий, состоявший из нескольких конструкций Всемирной выставки 1900 года. С 1902 года художники арендовали в "Улье" жилье, одновременно служившее мастерской. Привлекала всех невероятная дешевизна: годовая плата равнялась цене двух обедов в ресторане. Постояльцы «Улья» были пестрой, интернациональной, многоязычной группой, начиная с 1910-х годов идиш можно было услышать чаще других языков. Но явно еврейские темы в произведениях тех лет были редкостью. В «Улье» жил и работал Марк Шагал, применительно к его работам поэт и критик Гийом Аполлинер употребил впервые термин «сюрреализм». 

Париж был и остается притягательным центром для художников. Поэтому помимо художников Ecole de Paris в музее Мане-Каца выставлены работы трех израильтян - Давида Адики, Йоси Брегера и Йосефа Дадуна, - пытающихся осмыслить влияние на искусство мегаполиса и постсовременного мира, где возник термин "глокальное" – слияние понятий "глобальное" и "локальное"; статус Парижа в каноне западной культуры; осмыслить Париж как символ, как концепцию виртуального пространства, которое существует в новых условиях без привязки к реальному миру. 

Каждую субботу в 12.00 в музее Мане-Каца проводятся экскурсии на иврите. Ближайшая экскурсия на русском языке – в субботу, 2 июня в 11.00.

Куратор выставки - Светлана Рейнгольд. Выставка продлится до 15 октября.

Адрес музея Мане-Каца - Хайфа, бульвар Яфе-Ноф, 89.

Часы работы: воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг – с 10.00 до 16.00 , пятница - с 10.00 до 13.00, суббота – с 10.00 до 15.00.

Часть материалов для статьи и фото предоставлены музеем Мане-Каца в Хайфе.

Сайт музея: http://www.mkm.org.il/

Маша Хинич