Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Карман

А
А

Под знаменем копыта

Новый спектакль – это как новый человек. Как новорожденный малыш. Его пристально рассматриваешь и изучаешь. Что-то он принесет? Какой будет его судьба?

07.11.2015
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Новый спектакль – это как новый человек. Как новорожденный малыш. Его пристально рассматриваешь и изучаешь. Что-то он принесет? Какой будет его судьба? В нашем «Гешере» показали молодой и экспрессивный спектакль по Джорджу Оруэллу. Сказку с аллюзиями на диктатуру и ложь, выдающую себя за правду. Антиутопию. Вечную и никого еще не научившую правильно понимать происходящее притчу «Скотный двор». Это пародия и зонговый манифест. Книга на все времена – и такой же важный материал для театра и кино. История про всех нас. Грустная констатация факта: цель власти – власть. И никакие благородные формулировки и человечные устремления не есть истинная задача тех, кто берет власть в свои руки…

Большой художник, истинный гуманист, борец с фашизмом и антисемитизмом Джордж Оруэлл (настоящее его имя Эрик Артур Блэр), сочинил свою политическую сказку в 1945 году.

Как пишет известный специалист и переводчик Вячеслав Недошивин, дело было так: «Одна сценка мучила Оруэлла на склоне лет. Он как-то в деревне увидел десятилетнего мальчугана, который тонким прутиком гнал огромную лошадь. «Меня поразило, — напишет он, — что, если бы животные осознали свою силу, мы не смогли бы властвовать над ними, и что люди эксплуатируют животных почти так же, как богачи эксплуатируют пролетариат…». Отсюда, отмечает Недошивин, выросла сказка «Скотный двор» — «яростная сатира на сталинщину… где прямо сказано о новой наседающей на мир лжи, насильно присваивавшей себе имя правды».

Животные в книге Оруэлла и в пьесе Питера Холла взяли власть. О том, что они с ней сделали куда это привело, и рассказывает спектакль. Все персонажи понятны. Изворотливый хряк Наполеон ( ни дать ни взять сам кормчий Сталин)… привыкший безропотно и безостановочно трудиться конь Боксер, упрямо провозглашающий «Наполеон всегда прав!» … преданная революции и даже осваивающая алфавит лощадь Клевер…старый осел Бенджамин, грамотный, неподкупный, первым догадавшийся о том, что Боксера отправили на живодерню. А еще псы, по первому знаку терзающие неугодных (сотрудники КГБ, похоже), свин Визгун, овечки, демонстрирующие свою овечью покорность…Все участники сказочной драмы-правды узнаваемы. Зрителю из бывшего СССР смотреть особенно легко: вся пройденная история здесь, Гулаги, ссылки, постановления партии, подозрительность, Беломорканалы разного рода- все с музыкой и афоризмами оживает на сцене. Зритель вспоминает. Зритель знает, о чем речь. В спектакле заняты юные, яркие, амбициозные актеры, выпускники театральной школы Йорама Левинштейна. То, что они амбициозные, видно решительно во всем – в порывистости, в самоотдаче, в пластике, в том жарком вареве, которое выплескивается на сцену. Эти ребята еще не очень зрело и глубоко прорабатывают роли. Они еще просто куролесят и веселятся. Искренно и радостно. И это здорово. Это очень ценно. Это дает театру новый звук и новый шарм. Привлекает в зал молодых, пока еще не очень театральных, но весьма эмоциональных зрителей. «Молодежная группа» театра «Гешер» оснащена всем необходимым, чтобы играть хорошо. Они талантливы и влюблены в театр. Лидеров пока нет, или почти нет – и все они премьерствуют. Все сверкают. У всех и каждого великие планы и мотивы. Каждому на сцене легко и светло. И это очень привлекает. И пусть так будет всегда…Спектакль смотрится динамично и с азартом. Режиссер Ноам Шмуэль и сценограф Нив Манор, а с ними и художник по костюмам Авия Баш последовательно и четко ведут и героев, и зрителя к этом наглядному образу власти – картинке с двумя этажами. Там, наверху, решают судьбы маленьких и несведущих великие и взявшие на себя ответственность. Оттуда спускаются законы и правила. Там все и решается. Там оргии сильных мира сего – и эпицентр демагогии. Оттуда – постановления и всеобщая, всеохватная, бесстыдная ложь. Плохо, что эти темы и символы не потускнели с годами. Хорошо, что мы об этом говорим и играем на сцене. Хорошо, что «Гешер» экспериментирует, ищет новые пути. Спектакль решен в терракотовых и песочных тонах. Как дагерротип. Как сельский пейзаж. Молодые актеры бодро и с юмором подражают повадкам животных. Хорошо и громко поют. Музыкальный руководитель Надав Рубинштейн вполне справляется, объединяя общей интонацией поющих артистов и живой оркестр. Спектакль необходимо посмотреть. Всем. Чтобы червячок желания жить по правде оживился где-то внутри.

Воспрял. Дал о себе знать.

Инна Шейхатович