Zahav.КарманZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Карман

А
А

"Я не рыцарь, я - литератор…"

В Израиле его хорошо знают и любят, предстоящие в ноябре гастроли Виктора Шендеровича обрадовали его по-прежнему многочисленных поклонников, и мы решили задать ему несколько вопросов.

29.10.2014
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Виктор Шендерович - фигура, несомненно, знаковая. Много лет его имя на слуху, а знаменитое «В деревне Гадюкино - дожди» стало известным мемом. Общественная деятельность Шендеровича вызывает неоднозначную реакцию, но он продолжает бороться с тем, что считает несправедливым и уродливым. Это создает ему неудобства, но Шендерович не сдается и не собирается изменить своей стороне баррикад.

В Израиле его хорошо знают и любят, предстоящие в ноябре гастроли Виктора Шендеровича обрадовали его по-прежнему многочисленных поклонников, и мы решили задать ему несколько вопросов

- Виктор Анатольевич, вы не выступали в Израиле  несколько лет. С какими ожиданиями  вы приезжаете в нашу страну?

- Израиль для меня уже  давно - это полтора десятка друзей  и сотни благодарных зрителей.  С ними со всеми я и надеюсь  встретиться снова.

- Чем отличается ваша новая программа от предыдущих?

- В некотором смысле - ничего общего! Программа «Анекдот  сильней, чем Геродот» выросла  из лекции, прочитанной мной однажды  в Мичиганском университете - об  истории противостояния русского  вольного слова и рус ской цензуры. Тема оказалась удивительно широкой и многомерной; в нынешнем виде это, разумеется, не лекция, а три дюжины занимательных сюжетов: литературно-политические байки, эпиграммы и портреты, Замятин и Аверченко, Шварц, Булгаков и Эрдман против царской цензуры и советского Главлита. На десерт - советский и постсоветский ХХ век в частушках и политических анекдотах, от Ленина до Путина. Все это весьма информативно, немного страшновато и очень смешно.

- Вы много гастролируете  и можете сравнить русскоязычную публику в различных странах зарубежья. Чем отличается израильская?

- Я бы не стал делить  публику по географии. По крайней  мере, моя публика - от Москвы до  Тюмени и от Сиднея до Калифорнии - это, поверьте, очень похожие лица, и общий знаменатель в них  не национальность, а количество и качество прочитанных книг.

- Виктор Анатольевич, вы уверены, что имена Эрдмана, Аверченко и других писателей, чьи произведения включены в  программу, известны зрителям и  вызовут отклик, на который вы  рассчитываете?

- Я  уже частично ответил на этот вопрос. Добавлю, что даже не сомневаюсь: в сегодняшнем Израиле живут тысячи людей, которым не надо объяснять, кто такой Аверченко… 

- Насколько, по  вашему мнению, русскоязычные израильтяне  разбираются в происходящем на  их бывшей родине? Ведь многие из них живут в Израиле более двух десятилетий, а если на вашу программу придут молодые зрители, которые выросли и даже родились в Израиле? У них совсем другие культурные коды…

- Если культурные коды  не пересекаются, человек и не  пр идет на мой концерт, и никаких обид с моей стороны тут быть не может, разумеется!  Впрочем, во время последних моих американских гастролей в зале пару раз обнаруживались любопытствующие (и по преимуществу англоязычные) дети моих эмигрировавших ровесников: просто зашли посмотреть своими глазами на человека, про которого слышали от родителей. Это, конечно, уже немножко напоминало музей или зоопарк, но интерес был вполне взаимный!

- Писатели-сатирики  вышли к публике в конце 80-х, некоторые из них, вы в том  числе, стали настоящими эстрадными звездами. Прошло более четверти века, многое изменилось. Вы по-прежнему ощущаете потребность прямого общения со зрителями, или это дань привычке?

- Писатель с листочками  у микрофона не должен тягаться  с артистом; тут с овсем другие правила игры. Что до меня, я выхожу на сцену с удовольствием. Может быть, детонирует мое театральное прошлое, но, кроме того: эстрада - очень честное место! Ты должен взять внимание публики здесь и сейчас; твой успех (или твой провал) очевидны. Это еще немножко и спорт, конечно. Ну и, конечно, человеческое тепло, которое получаешь в обмен на свою работу немедленно - оно очень согревает.  

- Расскажите, пожалуйста, о вашем совместным с Владимиром  Мирзоевым проекте «Петрушка».

С «Петрушкой» - вот какая петрушка получилась. Комедия с героем, прототипом которого являлся Путин, была написана в 2007 году, и еще в 2013 ее можно было играть в п ервоначальном виде. Но в 2014 году прототип вышел на новую злодейскую орбиту, и сейчас мы несколько адаптируем материал…  Фильм будет - непременно!

- Российский Форбс назвал «Петрушку» самым успешным  опытом краудфандинга. Что это  и почему именно вам с Мирзоевым так повезло?

- Видимо, тут в одну  точку сошлись интерес публики  к нашим именам и желание  увидеть полноценную сатиру на  того, кто уже полтора десятилетия  в России - объект лишь для панегириков.

- В Википедии ваша последняя книга датирована 2010 годом, у вас есть дальнейшие литературные планы?

- Википедия несколько  приотстала от жизни; книги как  раз выходят регулярно, и в  Израиль я привезу совсем свеженькую: повесть «Соло на флейте», оформленную  замечательными рисунками Дениса  Лопатина. Это новое  имя в мировой карикатуре - именно мировой, поверьте.  

- Хотели бы вы вернуться на телевидение, где успешно работали много  лет, и при каких обстоятельствах  это может произойти? Это только внешние условия или внутренние тоже?

- Нет, обратно на телевид ение я не хочу, я им объелся и с удовольствием обитаю теперь за своим письменным столом. Что же до самой возможности моего появления на экране, то при Путине я могу появиться там только с титром «подонок» или «друг украинской хунты». 2014 год, конечно, добавил мне ощущений в этом смысле…

- Вас назвали «рыцарем непечатного образа». Насколько  это определение справедливо? Кем  вы сами себя считаете?

- Ну, это игра слов, не  более… И не моя, разумеется. Мне  нравится слово «литератор», оно  полностью определяет  мою профессию. А дальше начинаются важные подробности: публицист, прозаик, драматург...  Мне, разумеется, нравится медленная писательская работа, «вдлинную», так сказать. Но и на злобу дня («утром в газете - вечером в куплете») иногда писали гениально. Тот же Аверченко показал, как это делается. 

С 19 по 27 ноября Виктор Шендерович покажет свою новую программу «Анекдот сильней, чем Геродот» (19.11 - Ришон ле-Цион, 20.11 - Петах-Тиква, 21.11 - Беэр-Шева, 22.11 - Ариэль, 23.11 - Бат-Ям, 25.11 - Ашдод, 26.11  - Кармиэль и 27.11 - Нетания).

Дополнительная информация и заказ билетов на сайте кассы «Браво» http://www.bravo.maxi.co.il/announce/20047 и по телефону: 054-6444999 

Справка:

Краудфандинг – (народное финансирование, от  (англ.  сrowd funding,  сrowd — «толпа»,  funding — «финансирование») — это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через  интернет , чтобы поддержать усилия других людей или организаций. Сбор средств может служить для различных целей.

Википедия 

Интервью – компания EGOeast