Читайте также
- Эта круглая-круглая штука… «Солнечная история» театра DAVAI
- Энрико Масиас: «Вместе победим»
- Впервые в Израильской Опере: «Диалоги кармелиток» Франсиса Пуленка
- «Кружок камерной музыки» - концерт в субботу, 13 апреля в музее «Тикотин» в Хайфе
- Оркестр «Симфонет Раанана». «Юбилей» - 9-й концерт абонементного сезона
"Красота" и "насилие" – разве может существовать нечто общее между столь разными понятиями? Но почему в таком случае людей завораживают страшные кадры уголовной хроники, которыми заполнены наши телеэкраны, и почему им отводится в сводках новостей все больше места? Почему так популярны фильмы, в которых демонстрируются сцены насилия? И может ли, в конце концов, театр использовать жанр уголовного репортажа? Все эти вопросы не побоялась задать Идит Херман, основательница экспериментального тель-авивского театра "Клипа", который не стесняется жестких тем и провокативных ситуаций, и при этом постоянно ищет новые идеи и новые площадки.
На днях в фойе музея искусств Тель-Авива состоится премьера спектакля Forever / Ever. Спектакль о том, как обычный, благополучный человек не может укрыться от насилия вокруг себя и невольно оказывается вовлеченным в этот круг. "Мы не рассчитывали момент, - говорит Идит, - но сейчас, после войны в Газе, все выглядит так, будто время премьеры подобрали специально".
Спектакль относится к категории "талуй маком" (site-specific) , где действие определяется пространством. Впервые постановка была представлена публике два месяца назад на Иерусалимском фестивале и вызвала большой интерес у публики и прессы. В столице действие происходило в длинном коридоре, и зрители передвигались вслед за актерами, занятыми в разных сценах. Фойе тель-авивского музея - огромный квадрат. И в разных его углах разворачивается все действие – пять различных сцен. И где бы не оказался зритель, он оказывается атакованным сценами насилия. "Это как слепок с нашего общества, в котором где бы ты ни был, не можешь укрыться от насилия", - комментирует Идит.
Для того, чтобы заглянуть в тайны мира "за чертой", далеко ходить не пришлось. Понадобилось пригласить на интервью пятнадцать молодых израильтян, пожелавшим порассуждать о насилии, с которым им пришлось столкнуться в жизни. Истории оказались совершенно неожиданными. Например, Н.П. - успешный представитель русскоязычной алии. Сегодня у него все хорошо – престижная работа, высокая зарплата. Но первые месяцы и даже годы пребывания в Израиле он определяет как "настоящие попытки насилия". - Меня пытались опустить, внушить, что я теперь принадлежу к бедным и нищим. Мол, кем еще должен быть чужак? Я привык чувствовать себя в России "принцем", я был таковым в своей семье и в своей среде. Потребовалось время, чтобы я вышел на тот же уровень и в Израиле. Но что стояло за всеми теми "опытами", как не насильственное запихивание человека в среду, которая ему не соответствует. Кстати, далеко не все выдержали эти попытки, что бы там не говорили об успехе нашей алии. Работа в театре над подобной постановкой помогает лучше понять себя.
У молодого актера О. И. совершенно другая история. Он - коренной израильтянин, принадлежит к сефардской религиозной семье. И считает, что семья жестко диктовала ему свои установки, ломала его, так что, отстаивая себя, ему пришлось перенести нелегкие дни. Сейчас он вернулся из сектора Газы и сразу пришел в театр - репетировать спектакль. Наиболее острые сцены спектакля – сцены поножовщины, изнасилования и издевательства над пожилым человеком, который нуждается в помощи посторонних. Последнюю выдержать особенно трудно: наблюдение за беспомощным стариком, который тщетно пытается защитить себя от работника по уходу, вызывает у зрителя эмоциональное потрясение, шок... Но ведь и это все оттуда - из нашей жизни...
Музыку к спектаклю написал актер Дмитрий Тюльпанов, соавтор большинства постановок и муж Идит. Только что спектакль с большим успехом демонстрировался в Чехии и Венгрии. Семинары привлекли большое количество людей, которых так же, как и израильских мастеров, интересует непостижимая связь насилия и красоты. "В этих странах, - говорит Идит, - причины насилия совсем не такие, как в Израиле. В Чехии насилие подталкивает пьянство, в Венгрии - столкновения с представителями других общин, особенно цыганской. Скажите мне сегодня причины насилия в той или иной стране, и я расскажу вам ее историю".
Если вы хотите получить представление о спектакле, зайдите на сайт: https://vimeo.com/98844658
Сайт театра "Клипа" - http://www.clipa.co.il/
Спектакль Forever/Ever можно увидеть в музее искусств Тель-Авива по адресу: Бульвар Шауль Ха-мелах, 27 24.08.14 (воскресенье) в 20.30 25.08.14 (понедельник) в 20.30 27.08.14 (среда) в 20.30
Билеты стоимостью от 80 до 100 шек. можно заказать по тел: 03-6077020