Zahav.КарманZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+24+14
Иерусалим
+22+11

Карман

А
А

Священное, художественное и эстетичное

В Хайфском музее Мане-Каца на исходе субботы, 1 октября, открылась новая выставка, посвященная искусству еврейского авангарда в России начала 20 столетия.

02.10.2011
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

В Хайфском музее Мане-Каца на исходе субботы, 1 октября, открылась новая выставка, посвященная искусству еврейского авангарда в России начала 20 столетия. В ту эпоху еврейские художники в России, такие, как Марк Шагал, Эл Лисицкий, Иссахар-Бер Рыбак, Соломон Юдовин и др., обнаружили потребность в национальной творческой программе. Они обращаются к поискам своего национального художественного пути, используя в своих композициях художественные принципы произведений еврейского народного ремесла.  

Открытие еврейского традиционного искусства и художественного  ремесла началось уже во второй половине XIX века “ассимилированными” евреями в Западной Европе. В России популяризатором традиционного еврейского искусства выступил Владимир Стасов (1824–1906), издавший в 1905 году совместно с бароном Давидом Гунцбургом альбом “Еврейский орнамент”. 

С другой стороны, идеологи еврейского национального  движения начинают придавать большое значение искусству. Так, Мартин Бубер (1878–1965) в реферате “Еврейское искусство”, с которым он выступил на Пятом сионистском конгрессе в 1901 году в Базеле, провозгласил искусство неотъемлемым атрибутом “современного” народа, важной сферой национального самовыражения и средством национального и эстетического воспитания “народных масс”.

На пересечении  этих идей возникала проблема национального  своеобразия творчества современных  еврейских художников. Для многих художников той эпохи, обращение к памятникам традиционной еврейской культуры было продиктовано сознанием жизненности еврейского народа и актуальности его творчества. В нем они стремились обрести почву, аутентичную художественную традицию, которая должна была придать национальное своеобразие их искусству. В предметах еврейской материальной культуры они находили не музейные или антикварные экспонаты, но живые импульсы для их собственного творчества. Их “пассеизм”, обращение к “еврейской художественной старине”, был устремлен в будущее и связан с их новой национальной идентичностью, требовавшей выражения в адекватном ей художественном языке.

В народном искусстве  евреев Восточной Европы, как и  в их разговорном языке, идише, нашла свое выражение “органическая стихия творчества народа”. Она воплотилась во всем спектре произведений художественного ремесла – от бытовых и культовых предметов, одежды, до росписей синагог и резных надгробий, а также иллюстрированных рукописных и старопечатных еврейских книг. Все они свидетельствовали о существовании самобытной еврейской художественной традиции, о том, “что в евреях всегда было живо органическое живописное чувство”. Кроме того, еврейские художники-модернисты, знакомые с идеями европейского авангарда, находили в произведениях еврейского народного искусства еще и дополнительные, принципиальные для себя эстетические качества. Они видели в них художественные “примитивы”, феномены ценимого ими архаичного, самобытного искусства, свободного, по их мнению, от наслоений культурных стереотипов и академической техники, свойственной цивилизованному творчеству. Практически в еврейском народном искусстве обнаружился богатый резервуар мотивов, символов и художественных приемов, которые художники перенесли в свои произведения и в оформление книг. 

На выставке представлена уникальная коллекция графики Шагала, Лисицкого, Рыбака, Юдовина, Натана Альтмана и др., наряду с предметами народного еврейского творчества из собрания музея, мотивы и сюжеты которого служили им неисчерпаемым источником вдохновения.

Выставка открыта  с 1 октября 2011 г. В пятницу 14 октября в 11.30 утра на выставке пройдет экскурсия на русском языке. 

Сайт Хайфских музеев – http://www.hms.org.il/

Сайт Музея Мане- Каца - http://www.mkm.org.il/  

Текст и фото  предоставлены  Светланой Рейнгольд – куратором музея Мане-Каца