Zahav.КарманZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Карман

А
А

Мертвый ветер войны

Спектакль еще только родился. Словно музыкальный инструмент, он необыгран, свеж по интонации, трепетно юн. До премьеры еще далеко. Но спектакль уж есть, живет, ранит и поражает. И, безусловно, уже ставит создателей в ряд самых больших творцов театра.

03.07.2018
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Спектакль еще только родился. Словно музыкальный инструмент, он необыгран, свеж по интонации, трепетно юн. До премьеры еще далеко. Но спектакль уж есть, живет, ранит и поражает. И, безусловно, уже ставит создателей в ряд самых больших творцов театра. "Орестея" в "Гешере" - не развлечение, не просто вечер в костюмах и предполагаемых обстоятельствах. Это удар. Реплика молнии – как у Рериха на полотне. Манифест. Вызов. О таких явлениях искусства Горький (и не надо мне иронии по поводу "пролетарского писателя, он грандиозный, мировой мастер, личность на все времена) говорил, что надо человеку запустить ежа под череп. Еж в театре бывает не часто. Чаще потуги и фальшивый пафос. Новомодный мат, игра в глубокомыслие. Режиссер Евгений Арье смог, осуществил, выдохнул. Взял версию Роберта Айка и Рои Хена - и дал залу ритм, душевный катаклизм, ощущение свершения. Поток света, хотя речь идет не о благодати и не о добрых людях. "Орестея" взрывает покой, тишину, благообразие. Лишает способности мирно заснуть после проведенного в театре вечера. Она длится много, долго - после, наутро, на второй и третий день, эхом идет по суетливым будням, катится по жаркому асфальту. Она важнее собственных печалей, она злит, возвышает. Ее вопросы, ее антигерои тревожат.

Многие вещи на ее фоне блекнут.

...Белый зал, холодный, парадный.

Зеркала, их много – это стена, граница между мирами, между вчера и сегодня, между здесь – и в других помещениях.

Сценограф Семен Пастух словно зимним холодом оформляет жизнь. Зеркало льдом режет сюжет. Люди живут на пути от зимы к зиме. Весны не случилось. Правитель Агамемнон узнает, что пойти воевать можно только тогда, когда появится ветер. А он появится, если принести в жертву девочку, его маленькую дочь. И брат правителя, Менелай, давит на правителя: нет, мол, выхода, ты обязан. Агамемнон согласится. Своими руками отравит ( " ...ей не будет больно... она ничего не почувствует...") дитя. Актер Мики Леон играет Агамемнона сухо, с внутренней силой, аскетично. Менелай (Гилад Клеттер) – красноречив¸ как многие политики любит бряцать пустыми фразами. Как многие, как все политики безнравственен. Война его не пугает. Его пугает мир.

Фото: Виктория Шуб


Служанка (Светлана Демидова) предана хозяевам, пытается проиллюстрировать слово "патриотизм". Знает, как решить многие проблемы. Точнее - горько ошибается, думая, что знает.

Клитемнестра, жена правителя, несчастная мама, не очень счастливая первая леди. Ее играет Эфрат Бен-Цур. Если говорить об этой актерской работе всерьез – не хватит целой газеты. А вкратце – она блистательна! Сосредоточена, сложна, ее гибкое тело в разладе с темной душой, она непредсказуема. После того, как муж убил ее дитя, берет себе любовника, молодое хищное животное. Берет, чтобы забыться, отравить себя ядом. Убить тоскующее сердце. А потом убивает мужа, его пленную, маленькую, все знающую наперед Кассандру. И тут необходимо сказать, что Рут Расюк в этой роли убийственно трогательна, это еще одна ипостась преданного миром ребенка, безвинной жертвы. Нервный, странный юноша Орест пытается сотрудничать с психоаналитиком. Ищет ответы. Прячет вопросы. Он измучен, он не желает помнить.

Генри Давид играет символ раненого, потерянного поколения. Его калечили, его оболванивали. Ему почти нереально остаться человеком... Его сестра Электра эксцентрична и равнодушна. Из тех людей, кому на все плевать. Хотя всегда можно притвориться...

Течет кровь, как река. Поблескивает при свете софитов. И песня, плачем, стоном, бродит в глубине дома-пещеры. Мира, которому близко до пещеры.

Фаустас Латенас строит музыку к этому спектаклю, как здание. И как театр. Музыкальный шатер, сумрачный, точно созвучный истории, рассказанной на сцене. Но не дублирующий ее. Музыка в "Орестее" лаконична, выверена до аккорда, до вздоха, бесконечно медитативна. Но и безоговорочно эмоциональна. Словно волны, она разная, то неподвижна, то мчится под ветром ввысь, в небо. Куда-то в отсеки нашего мозга, где сразу будит множество ассоциаций.

Фото: Виктория Шуб


Когда девочка откинула голову, когда это прелестное, живое, милое дитя умирает –начинается ветер. Он раздувает ее волосы. Он сдувает мир. Нормальный мир, где есть дом, сомнения, любовь, игры, молитва перед едой, субординация, песня ребенка...

Всегда можно свалить вину на другого. На сестру, которой, может быть, даже и не было. На богов, которых, возможно, вовсе и нет. На электорат. На газеты. Совесть - условность. Война – что-то вроде избирательной компании. Очень уж хочется выиграть...

Фото: Виктория Шуб

Читайте также


Спектакль "Орестея" в "Гешере" только родился. Его необходимо посмотреть. Иначе что-то важное пройдет мимо. Агамемнона в другом составе играет Дорон Тавори. Ореста – Алон Фридман.

Спектакль "Орестея" теперь состоится 16, 17 июля, 20 августа, 12 и 13 сентября.

Инна Шейхатович