Грандиозная постановка «Дон Карлос» в Израильской Опере
Грандиозная постановка «Дон Карлос» в Израильской Опере

Опера «Дон Карлос» Джузеппе Верди по пьесе Фридриха Шиллера будет представлена в Израильской Опере с 9 по 23 марта 2018 года 

Дирижер – Даниэль Орен. Постановка – Джанкарло дель Монако-Цукерман. Грандиозный спектакль при участии 250 актеров 

«Дон Карлос» - монументальная, амбициозная, мятежная, сложная и торжественная опера Джузеппе Верди, у которой было несколько премьер и множество редакций. До сих пор нельзя с уверенностью сказать, какая же из них – «подлинный» «Дон Карлос». В Париже ставят французскую версию, в Милане или Неаполе – итальянские. Остальной мир все же предпочитает итальянские, считая, что они ближе самому автору. 

11 марта 1867 года - 151 год назад - в Париже состоялась  премьера монументальной, даже помпезной  в духе времени, оперы Джузеппе  Верди «Дон Карлос». Также в марте - с 9 по 23 -  опера будет представлена в Тель-Авиве в постановке Джанкарло дель Монако-Цукермана. За дирижерским пультом – маэстро Даниэль Орен, известный своими интерпретациями опер Верди, ведущий в мире «вердиевский» специалист. 

Большинство исследователей и критиков творчества Джузеппе Верди сходятся в том, что «Дон Карлос» - самая грандиозная работа композитора. В нее он включил всё – начиная с его либерально-гуманистического мировоззрения до принятых в то время оперных средств: традиционные арии бель-канто, дуэты и ансамбли, созданные специально для этой оперы, а также приемы Парижской Гранд-Опера, где и состоялась премьера «Дон Карлоса» в 1867-м году. Пятнадцатью годами позже Верди сократил и переработал оперу, опустив первое действие. Он более приблизил ее к шиллеровской пьесе «Дон Карлос, инфант Испанский», и в этой версии она обрела большой успех во многих театрах. Постановка «Дон Карлос» всегда зрелищна, что бы ни придумывали постановщики. Потому что сама музыка - яркая и насыщенная историческими образами. 

Не в последнюю очередь благодаря исполнителям, премьера, состоявшаяся в марте 1867 года на сцене «Гранд-Опера», прошла с успехом: больших похвал удостоились бас Обен, баритон Фор и сопрано Сасс; в фойе театра был установлен бюст маэстро. Не обошлось и без критиков, как и без страстных защитников, таких, как Эрнест Рейе и Теофиль Готье. В октябре того же года итальянская постановка в Болонье, которой дирижировал Анджело Мариани, удостоилась триумфального успеха. 

«Дон Карлос» - гениальная, зрелая, могучая, насыщенная опера. Суть ее такова: в 1556-м году император Карл V отрекается от престола и удаляется на покой в монастырь Святого Иеронима в Юсте. Корона Испании переходит к его сыну Филиппу II. Чтобы упрочить хрупкий мир с давним врагом Испании - Францией, Филипп берет в жены невесту своего собственного сына Дона Карлоса, французскую принцессу Елизавету Валуа. Столкновение шести мощных фигур - короля Филиппа Второго, его либерального сына и наследника Дон Карлоса, зловещего ретрограда Великого инквизитора, королевы Елизаветы, которую любит наследник, и друга прогрессивного инфанта, маркиза ди Поза при участии придворной дамы, мстящей отвергнувшему ее Карлосу – это основная интрига оперы, время и место действия которой точно определены: Мадрид, 1559 год. Историческая же Елизавета, родная сестра знаменитой королевы Марго, королей Карла IX и Генриха III, была в 15 лет выдана замуж за немолодого и мрачного фанатичного католика Филиппа II испанского, но вскоре умерла. Никакого романа с полубезумным инфантом Карлосом у нее не было. Но Верди следует вслед за Шиллером. 

Задуманная для помпезного Парижского театра опера «Дон Карлос», отвечает требованиям жанра, в котором сценическая ситуация исторически убедительна. И на этом фоне политических распрей и религиозного фанатизма, Верди, вслед за Шиллером, описал сильные, порой удручающие страсти, на грани эмоций. 

История же создания оперы такова: «Дон Карлос» был заказан Верди в ноябре 1865-го года директором театра Большой оперы в Париже; французское либретто написали Жозеф Мери и Камиль дю Локль. Опера была закончена в сентябре 1866 года. Премьера состоялась в марте 1867 года. Для постановки в Италии в том же году был сделан перевод, повлекший за собой некоторые изменения и переделки в музыке. В 1882-1883 годах Верди значительно переработал оперу; в создании новых сцен принимал участие либреттист «Аиды» А. Гисланцони. Эта редакция, поставленная на сцене Миланского театра 10 января 1884 года, много короче первой: вместо пяти актов - четыре (исключен весь первый акт), убраны традиционные для французской «большой оперы» не связанные с действием балетные сцены и пр. Затем еще при жизни Верди, но без его участия, была сделана третья редакция, восстановившая первый акт по французскому варианту (в связи с чем, пришлось вернуться и к раннему варианту второго акта). В настоящее время опера ставится обычно в смешанной редакции. В основу ее положена наиболее совершенная четырехактная редакция 1884 года, а в качестве пролога используется сильно сокращенный первый акт французской редакции. Сокращен и изменен также финал оперы. 

Целью всех этих изменений было приближение оперы к ее литературному первоисточнику - трагедии Фридриха Шиллера. Использовав историческую легенду популярную на протяжении 17-18 веков, Шиллер придал ей политическую окраску. Но в соответствии со спецификой оперного жанра, либреттисты сократили публицистические монологи, сохранив, однако, свободолюбивый дух пьесы. 

Постановщик – знаменитый Джанкарло дель Монако-Цукерман, спектакли в режиссуре которого идут на лучших оперных сценах мира - от нью-йоркской Метрополитен» до миланской Ла Скала. 

Джанкарло дель Монако-Цукерман - сын знаменитого итальянского тенора Марио дель Монако и певицы Эстер Цукерман из Праги - гражданин мира. Родственники со стороны матери - чешские евреи, могила его бабушки на пражском еврейском кладбище - в двух шагах от могилы Кафки, часть семьи живет в Израиле. 

Он учился в университете в Лозанне на филологическом и музыкальном факультетах (фортепиано и труба). Его дебют на оперной сцене как режиссера состоялся в 1964 в Сиракузах, где он поставил оперу «Самсон и Далила» с участием отца в главной партии. Далее последовали годы учебы режиссуре. 

В 1966-м Джанкарло работает ассистентом режиссера в Немецкой опере, а в 1967 году в ряде немецких театров и Штутгарте. В 1967 году он ставит «Отелло» на фестивале в Мачерате.  В 1970-73 годах Джанкарло дель Монако – главный режиссер оперного театра в Ульме. В 1975-м году он становится руководителем фестиваля в Монтепульчиано, основанном при участии отца. В 1980-82 руководит Городским театром Касселя, в 1986-88 г.г. фестивалем в Мачерате. 

В 1980-е годы активность Джанкарло дель Монако как режиссера-постановщика возрастает, а в 1991-м он дебютирует в Метрополитен-Опера в Нью-Йорке. 

Весьма плодотворным является период работы Джанкарло дель Монако руководителем театра в Бонне (1992-97). С 1997-го по 2001-й год режиссер руководит оперным театром Ниццы и продолжает ставить оперы в других театрах Европы. Наряду с творческой деятельностью режиссер ведет активную музыкально-общественную и преподавательскую работу. С 2009 года он является художественным руководителем оперного фестиваля на Тенерифе. 

В Израильской Опере Джанкарло дель Монако уже ставил такие спектакли, как «Кармен» на Масаде (2012), «Сельская честь»/«Паяцы» Леонковалло (2011), «Триптих» и «Девушка с Запада» Пуччини (2007), «Андре Шенье» Умберто Джордано (2002) и «Золушка» Россини (2001). Кстати, в прошлом сезоне «Доном Карлосом» в его постановке во Флоренции дирижировал Зубин Мета. 

«Дон Карлос» ставится не так уж часто. Одна из причин - то, что эта опера требует большого состава первоклассных певцов. Для ее постановки нужны не только традиционные ведущее сопрано, контральто, тенор, баритон и бас, а также extra бас и extra колоратурное сопрано. Судя по объявленному составу исполнителей вТель-Авиве, маэстро Даниэлю Орену удалось найти всех требуемых солистов. 

«Дон Карлос». Опера в пяти действиях (восьми картинах). Либретто оперы по одноименной драме Фридриха фон Шиллера - Франсуа Жозеф Мери и Камиль дю Локль.Премьера состоялась 11 марта 1867 года в Париже. 

Тель-Авив, с 9 про 23 марта 2018 года 

Дирижер – Даниэль Орен

Постановщик: Джанкарло дель Монако-Цукерман 

Режиссер – Сара Скинази 

Декорации: Карло Чентолавинья

Костюмы: Хесус Руиз

Свет: Вольфганг фон Цубек 

Солисты, принимающие участие в постановке: 

Дон Карлос - аргентинский тенор Густаво Порта и тенор из России Сергей Поляков 

Елизавета - израильское сопрано Ирина Бертман и украинское сопрано Юлия Алексеева. 

Родриго - испанский баритон Хуан Хесос Родригес и румынский баритон Йонуц Паско. Филипп II – басы из Кореи Инсунг Сим и Симон Лим. 

Принцесса Эболи - румынское меццо-сопрано Джудит Кутас и грузинское меццо-сопрано Кетеван Кемоклидзе. 

Великий инквизитор - украинский бас Евгений Орлов и грузинский бас Гиоргий Андгуладзе. 

Монах - итальянский бас Карло Стриулли и израильский бас Владимир Браун. 

В постановке также принимают израильские солисты: Эйтан Дрори, Ошри Сегев, Таль Бергман, Таль Ганор, Тали Кецев, Одед Райх, Яир Полищук, Гавриэль Ловенгейм, Антон Алексеев, Рои Сарук, Анатолий Карасик. 

Хор Израильской Оперы под руководством Эйтана Шмайсера.

Оркестр Оперы - Израильский Симфонический оркестр Ришон ле-Циона.

Солисты Израильской Оперы.  

Даты представлений: 

09.03, пятница, 13:00; 

10.03, суббота, 20:00; 

11.03, воскресенье, 20:00; 

13.03, вторник, 20:00; 

14.03, среда, 20:00; 

16.03, пятница, 13:00; 

17.03, суббота, 20:00; 

18.03, воскресенье, 20:00; 

19.03, понедельник, 20:00; 

20.03, вторник, 18:00; 

22.03, четверг,  20:00; 

23.03, пятница, 13:00

За час до начала каждого выступления - вступительная лекция, вход в зал на лекцию по билетам на представление в тот же вечер.

Оперный театр имени Шломо Лахата – Тель-Авив, бульвар Шауль ха-Мелех 19.  

Текст подготовила Маша Хинич. Фото: Йосси Цвеккер 

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting

counter