Zahav.КарманZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Карман

А
А

«Еврейская Варшава - история о человеческом духе»

Несколько недель назад в этом музее открылась новая постоянная экспозиция «Еврейская Варшава - история о человеческом духе», которая рассказывает неизвестную до селе широкой публике главу об истории жизни варшавского еврейства до и во время Второй Мировой

29.01.2018
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Новая постоянная экспозиция в мемориальном музее бойцов гетто www.gfh.org.il/' target='_blank'>Лохамей ха-гетаот 

27 января отмечался Международный день памяти жертв Катастрофы. Согласно данным ЦСБ Израиля, в конце 2016 года у нас в стране проживали 186,5 тысяч пожилых людей, переживших Катастрофу. Небольшая их часть живет в кибуце Лохамей ха-гетаот (Борцы Гетто) на севере страны. Кибуц был создан в апреле 1949 года (в шестую годовщину восстания в Варшавском гетто) выходцами из Восточной Европы, спасшимися в Катастрофу. И уже в 1950-м году был отыкрыт первый в стране и в мире вообще мемориальный музей Катастрофы европейского еврейства – ныне крупный международный музейный и учебно-образовательный комплекс, один из немногих музеев, отражающих тему еврейского сопротивления в период Катастрофы. Музей «Бейт Лохамей ха-гетаот» посвящен увековечению еврейской жизни в Европе и ее разрушению, движению молодежи, сопротивлению и возвращению к жизни после Катастрофы. 

Несколько недель назад в этом музее открылась новая постоянная экспозиция «Еврейская Варшава - история о человеческом духе», которая рассказывает неизвестную до селе широкой публике главу об истории жизни варшавского еврейства до и во время Второй Мировой войны.

На выставке представлены дневники, письма, фотографии, фильмы, различные предметы и документы из архивов музея Лохамей ха-гетаот. В том числе экспонаты из «Коллекции Корчака», сионистских молодежных движений и архив гетто «Онег Шабат». Цель выставки – познакомить современную молодежь с нашим прошлым, с насыщенной еврейской жизнью до войны, показать нечеловеческую сложность жизни в гетто. Благодаря разнообразным свидетельствам людей разного возраста, классов и социального положения выставка также знакомит с ключевыми фигурами того периода с помощью актерской игры. 

Варшава на этой выставке – это микрокосмос истории Катастрофы. Это еврейская жизнь в городе до Холокоста, ужасы оккупации и история Варшавского гетто - крупнейшего в Европе. Это судьбы многих заметных личностей – поэта Ицхака Каценельсона, Януша Корчака, Эмануэля Рингельблюма (заведующего тем самым, уже упомянутым, архивом гетто «Онег Шабат»), Цвии Любеткиной и Антека Цукермана, одних из руководителей восстания в гетто и одних основателей кибуца и музея Лохамей ха-гетаот. Это отражение в экспозиции политических и социальных сил, процессов секуляризации и космополитизма, стремления стать частью польского народа и остаться приверженцами иудаизма. И это рассказ о гетто как о состоянии социума, где человек полностью утрачивает право на неприкосновенность частной жизни. Рассказы о людях, о еврейских организациях помощи, о преодолении, деградации, вызываемой условиями гетто, о деятельности молодежных движений в гетто – обо всей страшной жизни, где люди пытались оставаться людьми. Где надо было убивать, чтобы выжить, где надо было убегать, чтобы не погибнуть. 

Выставка посвящена еврейской жизни Варшавы до лета 1942 года, накануне депортации трехсот тысяч евреев, двух третей населения гетто, в лагеря смерти. И при всем этом, эта выставка – история жизни. Это выставка не только об ужасах Катастрофы, но и о том, как после этого ужаса вернуться к жизни. Это рассказ о человеческом духе и об огромной пустоте, оставленной Катастрофой в мире еврейской и мировой культуры, о жизненной силе, солидарности и взаимопомощи. 

Выставочное пространство поделено на три темы: « Варшава», «Оккупация» и «Гетто».

В разделе «Еврейская Варшава в период между двумя мировыми войнами» представлена картина культурной жизни, духовного творчества и бурной политической деятельности – посредством фотографий, фильмов, свидетельств и артефактов того времени. Перед посетителями выставки разворачивается жизнь ортодоксального еврейства, еврейских рабочих движений, сионистского движения и евреев, которые цеплялись за польскую идентификацию и культуру. 

Интерактивный раздел показывает экспозицию еврейской жизни и традиций, кипение еврейской культуры в Варшаве до Катастрофы: кино и театр, журналистика (бесчисленные заголовки на польском, иврите и идиш), литература и поэзия и спортивный центр, демонстрирующий «мускулистый иудаизм» (Muskeljudentum - согласно этой концепции, предложенной в 1898 году одним из создателей сионизма, венгерским евреем Максом Нордау, именно физическая сила была ответом на вызовы эпохи).

Ощущение улицы создается при помощи видео-арта: множество изображений, семейные фильмы, фильмы с городскими пейзажами, показывающие общественную и культурную деятельность создают живой образ жизни города, который давно исчез. Этому помогает саундтрек: шум машин и трамваев, уличной суеты, музыка и канторское пение. Важность такого многогранного представления в том, что иудаизм представлен во всей многоликости, в него уходит своими корнями общая уникальная еврейская культура, он активный участник формирования облика города во всех областях.

В разделе «Оккупация» основной акцент сделан на разрушительном влиянии осады, бомбардировок и жестокой оккупации на все сферы общественных и социальных структур, семейного уклада, последствия бегства и проблем беженцев

Жизнь под оккупацией представлена как цепь все более жестоких указов и нападений на население в целом и еврейскую общину в частности.

В разделе «Гетто» показана жизнь под игом оккупации и изоляции в течение почти двух лет, между октябрем 1940 года и июлем 1942 года, когда люди не знали, что происходит за стенами гетто, не знали, что принесет новый день. Множество свидетельств и дневников, написанных в то время, иллюстрируют ту жуткую обстановку.

Голоса людей гетто раскрывают многие нравственные аспекты, такие как колоссальный разрыв между богатыми и бедными в гетто, взаимная поддержка и солидарность в работе домашних комитетов и на фабрике общественного питания, вопросы, связанные с соблюдением религиозных обрядов и Субботы, еврейских праздников.

Уникальность этой выставки в том, что она рассказывает историю глазами евреев, живших до и во время Холокоста, их повседневной жизни, их убеждениях и борьбе за выживание. Только таким образом можно понять масштабы катастрофы, разрушившей и стершей до основания жизнь, бившую ключом до Холокоста.

Один из основных посылов выставки, уделяющий много внимания воспитанию детей и юношества перед войной и во время нее: «Нужно бороться за будущее». Ассимилированные, ортодоксальные, буржуазные и социалистические круги - все пытались воспитывать своих детей, исходя из веры в то, что для следующего поколения откроются возможности для лучшей жизни. Для нас сегодняшних это возможность понять, насколько социальные и культурные идеалы, которые развивались и реализовывались тогда, актуальны по сей день.

Молодежные движения в Варшаве, солидарность и взаимопомощь, декларируемые «Эзра ацмит» - организацией беженцев в оккупированном городе и гетто, плюрализм и толерантность - выставка напоминает о различных группах еврейства... 

В свете принятого недавно польским Сеймом закона о том, что человек, публично обвиняющий Польшу в преступлениях, совершенных во время Холокоста, в пособничестве нацистской Германии, военных преступлениях или преступлениях против человечности, может быть приговорен к тюремному заключению сроком на три года, эта выставка необычайно актуальна. Законопроект запрещает использовать словосочетание "польский лагерь смерти" при описании концлагерей, существовавших на территории оккупированной Польши. Наказанию будут подвергнуты и те, кто попытаются "сознательно преуменьшить ответственность истинных виновников этих преступлений". А ведь восстание в Варшавском гетто захлебнулось еще и по той причине, что польское подполье не сочло нужным помочь еврейским бойцам. А всего через двадцать лет после войны коммунистические власти пошли по стопам немцев, сделав Польшу «юден-фрайн». 

Напомним также, что недавно в музее Лохамей ха-гетаот открылась новая выставка, посвященная памяти 19.000 еврейских детей до 18 лет, вывезенных во время Катастрофы из Голландии в лагеря смерти на 102 «транспортах» в период с 1942 по 1945 год. Лишь 1000 из них спаслись. (среди погибших детей были также 300 цыган.) Устроители выставки собрали 3000 фотографий и 17.965 имен. Фотографии тех, кто был забыт, кто потерял имя, личность и память. Благодаря этой выставке имена этих детей и память о них удалось сохранить и продлить. Надолго ли? Зависит от всех нас. 

Мемориальный музей Лохамей ха-гетаот работает с воскресенья по четверг с 9:00 до 16:00, по пятницам с 9:00 до 13:00 (включая экскурсии в 9.30 и 11.30). Дополнительная информация: www.gfh.org.il, тел. 04-9958020. 

Фотография предоставлена пресс-службой музея Лохамей ха-гетаот