Zahav.КарманZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Карман

А
А

Виктюк, Цветаева, «Федра»

Античная история Федры, дочери критского царя Миноса, которая воспылала страстью к своему пасынку Ипполиту, затем оклеветала его, а после его гибели, покончила с собой, волновала художников всегда.

10.09.2017
На правах коммерческой информации
Фото: пресс-служба

Читайте также

Легендарный Роман Виктюк привозит в Израиль спектакль «Федра» по мотивам поэмы Марины Цветаевой. 

Античная история Федры, дочери критского царя Миноса, которая воспылала страстью к своему пасынку Ипполиту, затем оклеветала его, а после его гибели, покончила с собой, волновала художников всегда. На этот сюжет писали трагедии Еврипид, Сенека, Расин, Оскар Уальд, Николай Гумилев, Мандельштам.  Как всегда бывает с классическими сюжетами, каждый художник использует его для собственного высказывания. Марина Цветаева написала свою «Федру» о любви – трагической, неподвластной законам, вечной и обреченной. «И ни в одной вещи я не писала, не влюбившись одновременно в двух (в нее – немножко больше), не в них двух, а в их любовь. В любовь» - так сама Марина писала о работе над поэмой. Сюжет во многом рифмуется с ее собственной жизнью, в которой также были жертвы во имя любви. 

Цветаева говорила, что эта поэтическая драма не годится для театра. Но если кто и мог пойти наперекор авторскому взгляду – это мог быть только Роман Виктюк. Режиссер, затрагивающий в своих спектаклях серьезные философские проблемы и всегда предлагающий зрителям неожиданный взгляд на природу человеческих отношений. К какой бы истории не обращался Виктюк, в центре любой его постановки всегда – человек, ищущий, страдающий и одинокий. Его спектакли становятся событиями мировой сцены. Своими  «Служанками», по мнению New York Times, «он совершил революцию, как Ленин в 1917 году». Этот спектакль, как и «Саломея» стали культовыми постановками, до сих пор собирающими полные залы по всему миру.  Американцы включили Виктюка в список «50 людей, оказавших наибольшее влияние на вторую половину XX века», а  Институт итальянской драмы премию за лучшее воплощение современной драматургии, и это единственный случай, когда премия вручена иностранному режиссеру. 

Виктюка многое связывает и с Цветаевой, и с «Федрой». Роман Григорьевич - продолжатель традиций знаменитого Александра Таирова. Именно Таиров около 90 лет назад впервые поставил «Федру» по драме Расина, с Алисой Коонен в главной роли.  Цветаева до эмиграции была дружна с Камерным театром, с Таировым, Коонен, Петипа, и наверняка участвовала в обсуждениях постановки. 

Так что не удивительно, что первым цветаевскую «Федру» перенес на сцену именно Виктюк. Это произошло в конце 1980-х. Тот спектакль  стал главным событием театральной Москвы, главную роль играла Алла Демидова – она была и Федрой, и Цветаевой одновременно, а ее партнерами на сцене были начинающие тогда Алексей Серебряков, Дмитрий Певцов и Сергей Векслер. 

В 2015-м году Виктюк осуществил новую постановку «Федры». На этот раз подзаголовок спектакля - «Мистерия духа». «Мы прочитали «Федру» Цветаевой в духе игрового мифологического студийного театра. На сцене афинская молодежная тусовка.  Полутанец, полупение, полугимнастика, полуэротика задуманы как фон и исток трагических событий..» - рассказывает режиссер. 

Виктюк возрождает традицию «Серебряного века» русской сцены, использует синтез слова, музыки, ритмики, хореографии, силу голоса, жести и мимики - все то, что принесли в театр Таиров и Вахтангов с их студиями. Все роли в спектакле исполняют мужчины – на сцене 20 человек и еще столько же находится за кулисами. Как и в древнегреческом театре, внимание зрителя сосредоточено не на внешних эффектах, а на героях. Фигуры актеров похожи на фрески Микеланджело, хор – часть легенды, он не уходит со сцены, аккомпанируя стихам пластическими этюдами. Роман Виктюк  вплел в действие стихи из цикла, написанного Цветаевой в период работы над драмой, отрывки и ее последних мучительных писем, где она размышляет о смерти. 

Роль Федры, или ее маски, исполняет Дмитрий Бозин, которого хорошо знает театральная Москва и весь русскоязычный  мир поклонников театра. Ипполит – Игорь Неведров, Судьба – Иван Иванович, роль Тезея исполняет Александр Дзюба. Всего в спектале заняты 20 актеров. 

Театр Романа Виктюка. «Федра»

Хайфа, 5 января 2018 года, пятница, зал «Аудиториум», 20:00

Ашдод, 6 января 2018 года, суббота, Центр сценических искусств, 20:30

Тель-Авив, 7 января 2018 года, воскресенье, театр «Гешер» - зал «Нога», 20:00 

Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=cHO8mdlefoc 

Фото предоставлен пресс-службой театра и компанией  Cruise International