«Царь Эдип» - человек, играющий судьбой
«Царь Эдип» - человек, играющий судьбой

18 мая в Тель-Авиве  откроется Международный фестиваль  «Гешер», который в этом году проходит при поддержке Министерства культуры РФ и Российской Национальной театральной Премии и фестиваля «Золотая маска» 

Один из спектаклей, который смогут увидеть израильские театралы - «Царь Эдип» театра имени Вахтангова в постановке Римаса Туминанса 

Римас Туминас - приверженец психологического репертуарного театра, продолжатель вахтанговских традиций. А вахтанговские традиции, как отметил в одном из интервью ведущий актер театра Евгений Князев, это поступать наперекор, иронизировать сквозь слезы, смех и даже смерть; это быть страстным, одним штрихом создать образ и в следующее мгновение его разрушить, небрежно стряхнуть с языка остроту, заплакать сухими глазами и засмеяться уголками глаз, смешать эксцентрику с психологизмом, раздуть из мухи слона и так же небрежно его не приметить. 

Фирменный стиль Туминаса – талант. В каждом спектакле он придумывает целый мир, поэтому постановки театра – всегда яркие, талантливые и непохожие друг на друга. 

Российским театральным критикам казалось, что сложно поставить что-то лучше «Евгения Онегина», но вот появился «Царь Эдип», и оказалось, что можно. И если «Онегин» - драма: бытовая, блестящая, глубокая, остроумная, то «Эдип» - трагедия: космическая, отчаянная, с комом в горле. 

Виктор Добронравов в роли Эдипа, по мнению критиков, своей игрой оставляет одно из самых сильных впечатлений спектакля. Талантливый артист продемонстрировал не только высочайший уровень актерского мастерства, но и способность глубочайшей психологической проработки роли, он сумелсыграть процесс духовного развития своего героя. 

«Я играю человека, а не царя. Поверьте, Римас Туминас удивится, если вы попытаетесь уточнить у него, когда происходит действие и какого правителя он имеет в виду. Страсти человеческие бессмертны, они - навсегда. Только так можно сегодня исполнять классику. Ошибка моего героя в том, что он приравнял себя к богам, узурпировав власть. Но мир его переворачивается - он наказывает себя слепотой и в тот же момент прозревает, обрекая себя на изгнание. Такой вот парадокс», - рассказал в интервью газете «Культура» Виктор Добронравов.

Потрясает игра Людмилы Максаковой. Ее мир рушится, с неистребимым женским желанием уберечь близких, принять боль на себя, она пытается спасти семью от позора, остановить мужа-сына в его желании докопаться до истины.

«Это лучший спектакль Римаса», - считает актриса, - «потому что он - об осмыслении человеком своего присутствия в этом мире: ради чего он сюда пришел. Вы спрашиваете, что делать человеку, если его судьба предопределена? Ответ несложный: не убивать, не грешить, не возноситься в своих амбициях. Самая важная лично для меня мысль в этом спектакле - возмездие».

Музыку к спектаклю написал постоянный соавтор Туминаса композитор Фаустас Латенас. Как и в других спектаклях, в «Царе Эдипе» она - полноправный участник действия, музыка и действие дышат в унисон. Тревожная, страшная, нежная, щемящая. В ней одинаково слышны трагический ужас и томительная меланхолия. 

Второй постоянный соавтор режиссера, сценограф Адомас Яцовскис, распахнул сцену и погрузил ее во тьму. По центру - образ богатства и славы: колесо Фортуны в виде огромной трубы-цилиндра, чье движение беспощадно. Когда из ее отверстий валит пар, кажется, театр заполняется адским дыханием. Труба возносит людей на вершины, и она же их забирает, проходясь по телам, как катком. 

«Царь Эдип» - совместный проект Вахтанговского театра и Национального театра Греции в Афинах, отрывает зрителям новый взгляд на одно из самых известных произведений Софокла. По словам Стафис Ливатинос - руководителя Национального театра Греции, «Эдип» - Библия человеческого познания на земле, такая огромная реалистическая аллегория. 

Спектакль задуман мощно и грандиозно, он бескомпромиссен и при этом лиричен, а игра Людмилы Максаковой, Виктора Добронравова, Евгения Князева и других вахтанговских актеров превратили его в настоящий театральный праздник, стать частью которого израильские зрители смогут 18, 19 и 20 мая. 

В рамках фестиваля, который продлится до 6 июня, впервые будут представлены не только лучшие спектакли российских театров («Царь Эдип» и «Гамлет | Коллаж» театра Наций), но и оригинальные израильские постановки, спектакли для детей, уличные представления, мастер-классы, лекции и творческие встречи с ведущими деятелями искусства. 

counter
Загрузка...